Старшая из двух представленных моделей, Radeon HD 6870, выполнена на основе чипа с частотой ядра 900 МГц (Фото: AMD)Популярное семейство графических акселераторов Radeon, доставшееся компании AMD вместе с ATI Technologies, в конце октября пополнилось двумя моделями новой серии — Radeon HD 6000. Их выпуск и случившееся практически одновременно снижение цен на некоторые продукты серии GeForce 400, о котором сообщили тайваньские источники, ознаменовали собой очередной виток ставшего уже классическим противостояния AMD (ранее — ATI) и nVidia на рынке дискретной графики для ПК. Акцент на этом витке оба противоборствующих лагеря сделали в большей степени на ценовую политику. Впрочем, до конца кампании нынешнего года еще остается несколько недель, и у обеих сторон есть что предъявить оппонентам и в плане «чистого» прироста производительности.

Серию Radeon HD 6000 в AMD называют вторым поколением графических акселераторов с поддержкой технологии DirectX 11. Первым поколением стали модели серии Radeon HD 5000, дебютировавшей еще в начале 2009 года.

Новые графические карты Radeon HD 6800 выполнены на основе чипа, носившего в процессе разработки кодовое название Barts. Чип этот производится по технологии 40 нм (1,7 млрд транзисторов, площадь кристалла — 255 кв. мм) и основан на архитектуре предыдущего поколения, использующейся в серии Radeon HD 5800 (кодовое название Cypress). В рамках проекта Barts эта архитектура подверглась некоторой доработке и оптимизации. В частности, одним из результатов оптимизации графического ядра стало сокращение блоков, предназначенных для шейдерных вычислений (работают с потоковыми инструкциями типа SIMD) и операций с текстурами. Разработчикам из AMD удалось чуть поднять тактовую частоту чипа (для модели Radeon HD 6850 она составляет 775 МГц, для Radeon HD 6870 — 900 МГц), и производительность в целом сохранилась на уровне Radeon HD 5800. Кроме того, оптимизация позволила уменьшить площадь кристалла примерно на 25% по сравнению с Cypress.

Усовершенствованные механизмы обслуживания потоков и буферизации в блоке тесселяции (разбиение объектов на простые и удобные для рендеринга однотипные элементы, обычно треугольники) позволили, по словам представителей AMD, повысить производительность операций этой стадии — прибавка в некоторых случаях может доходить до 1,7-2 раз (при факторе тесселяции от 5 до 10). Благодаря этому, как уже подтвердилось в отчетах независимых лабораторий, модели Radeon HD 6800 в некоторых тестах, интенсивно задействующих тесселяцию, но не требующих ее экстремальной глубины, по производительности могут даже превосходить аналогичные им продукты преды­дущей серии.

Среди новшеств серии Radeon HD 6800, предназначенных для улучшения качества изображения, выделяют новый механизм антиалиасинга (сглаживание границ объектов) — так называемый морфологический антиалиасинг, применяющийся к полученному в результате рендеринга кадру в качестве фильтра на этапе пост-процессинга. Работа этого механизма включает в себя поиск цветовых разрывов между пикселами, их анализ на предмет соответствия типовым зубчатым формам и последующее смешивание цветов вблизи таких разрывов. Кроме того, улучшен механизм анизотропной фильтрации (работает с текстурами, учитывая угол зрения по отношению к поверхностям, на которых они расположены). В модифицированном виде он, по словам разработчиков, лучше справляется с искажениями при обработке текстур с большим количеством шумов, а переход между уровнями фильтрации теперь стал более плавным.

Обе представленные платы, Radeon HD 6850 и 6870, оснащены пятью видео­выходами (два мини-коннектора DisplayPort 1.2, два разъема DVI-I с поддержкой режимов Single Link и Dual Link и один — HDMI 1.4a), что позволяет в полной мере задействовать возможности мультимониторной технологии Eyefinity. В своем нынешнем виде она поддерживает совместную работу до шести мониторов, и новые модели Radeon HD 6800 обеспечивают различные варианты их подключения. В частности, интерфейс DisplayPort 1.2 позволяет подключать к одному коннектору несколько мониторов — в том случае, если дисплеи обладают не только входами, но и выходами DisplayPort, либо при помощи внешнего концентратора. При этом не обязательно, чтобы размеры и разрешения мониторов были одинаковыми.

Новые модели видеокарт стали первыми в семействе Radeon, поддерживающими утвержденную весной нынешнего года спецификацию HDMI 1.4a, дополнившую список обязательных требований к передаче стереоскопических 3D-материалов (игры, фильмы и т. д.) через этот интерфейс. А выполненный на одном кристалле с графическим чипом Barts блок декодирования видео UVD (Unified Video Decoder) третьего поколения осуществляет аппаратное ускорение при работе с видео в формате MVC (Multiview Video Coding), что в сочетании с HD3D обеспечивает поддержку дисков Blu-ray 3D. (Технология HD3D реализует совместимость аппаратных компонентов систем 3D-воспроизведения с программными видеоплеерами, стереоскопическими 3D-играми и связующим ПО для игровых приложений.)

Серия Radeon HD 6800 вписалась в ценовой диапазон 150-250 долл., который ранее, как отметили в AMD, у компании был недостаточно охвачен продуктами дискретной графики для настольных компьютеров. Для Radeon HD 6850 (1 Гбайт памяти GDDR5, работающей на физической частоте 1 ГГц) в день официальной премьеры была указана ориентировочная цена на американском рынке 179 долл., для Radeon HD 6870 (также 1 Гбайт памяти GDDR5, но 1,05 ГГц) там же — 239 долл. В России, по словам представителей компании, цены могут оказаться несколько выше.

В лагере nVidia ближе к нижней границе рассматриваемого ценового сегмента после снижения цен во второй половине октября сместились продукты на основе графического процессора GeForce GTX 460, а где-то рядом с верхней границей оказались платы на базе GeForce GTX 470. А тем временем на следующем витке своего «Эль классико» стороны вновь переходят к выяснению отношений в сегменте продуктов топ-уровня. У AMD во второй половине ноября должна вый­ти серия Radeon HD 6900 на основе чипа с новой архитектурой под кодовым названием Cayman. Соперник для него со стороны nVidia уже представлен — это GeForce GTX 580 (техпроцесс — 40 нм, площадь кристалла — 520 кв. мм) с 512 ядрами архитектуры CUDA (Compute Unified Device Architecture). Производительность у этого графического процессора, по данным первых тестов, на 20–30% выше, чем у прежнего флагмана nVidia — GeForce GTX 480. Вслед за Cayman в AMD намерены предложить рынку решение на базе двух кристаллов той же архитектуры. Продукт носит кодовое название Antilles. Его выпуск, по предварительной информации, намечен на январь 2011 года.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF