Представители телекомпаний и исследовательских агентств в ходе открытой встречи, организованной «МИДЭкспо» и РИА «Новости», обсудили возможные изменения рынка после перехода на цифровое ТВ. Присутствующие сошлись во мнении, что для зрителя самым важным фактором является хорошее качество «картинки», независимо от способа ее доставки.

При этом представитель ФГУП «Космическая связь» Людмила Михайлина отметила, что в нашей стране с ее огромными территориями спутниковая связь является необходимым условием развития телевещания. Прокладывать оптоволокно в ряде случаев очень дорого, поэтому спутниковое цифровое вещание наверняка займет внушительную часть рынка. В настоящее время по заказу ФГУП уже изготавливаются три спутника связи, в 2012 году будет запущено два космических аппарата, которые будут обеспечивать телевизионное вещание. Таким образом, предприятие «Космическая связь» сможет предоставить технологическую платформу для федеральной программы цифровизации отечественного ТВ.

Заместитель генерального директора «Комстар-регионы» Дмитрий Багдасарян считает, что одной из причин низкой популярности услуг платного телевидения в России является менталитет людей, привыкших смотреть бесплатные каналы. Багдасарян надеется, что совместными усилиями компании отрасли смогут приучить россиян к платному ТВ.

В Европе сейчас работают около 8600 телеканалов, причем большинство являются нишевыми. Наша страна пока не может похвастаться разнообразием в этой сфере: за год в Европе появилось примерно столько же новых телеканалов (240), сколько всего представлено сейчас в России (260). Это происходит потому, что на нашем рынке, в отличие от европейского, рекламные доходы в четыре раза превышают доходы, формирующиеся в рамках ежемесячных абонентских взносов. Поэтому бизнес-планы производителей контента у нас подстраиваются под интересы рекламодателей. Стремление последних максимально широко охватить аудиторию приводит к тому, что в России практически не появляются нишевые каналы.

При этом рекламные бюджеты начинают потихоньку перетекать в Интернет, поскольку молодежь зачастую вовсе отказывается от ТВ-приемников в пользу компьютеров. Андрей Семериков, генеральный директор компании «ЭР-Телеком», считает, что российские зрители не хотят и не будут платить за некачественный контент. Участники рынка надеются, что новые возможности, которые предоставят перспективные коммуникационные технологии после перехода на цифровое вещание, изменят ситуацию. По мнению Ксении Ачкасовой, директора по телевизионным исследованиям компании TNS, телевидение станет нелинейным и интерактивным, зритель будет смотреть не просто телепрограммы, а понравившийся контент, выбирая при этом удобное время и место для просмотра.

В ходе обсуждения также отмечалось, что в ТВ-отрасли остаются нерешенными многочисленные правовые проблемы. Законодательство в этой сфере находится на этапе становления. По словам главы юридической дирекции оператора спутникового вещания «НТВ Плюс» Натальи Воробьевой, законом не определены понятия «производитель контента», «вещатель», «оператор связи» и отношения между ними. Наличие этих проблем тормозит переход России к цифровому телевидению не меньше, чем привычка смотреть бесплатные ТВ-каналы.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF