В этом году вместо традиционных технических докладов аудитории «Программных миров» были предложены панельные дискуссии по темам, связанным с основными направлениями стратегии HP BTO

В общем объеме мирового бизнеса HP доля программного обеспечения в 2009 году составила всего 3%, однако это направление в компании считается стратегическим. HP в мире занимает шестую позицию среди производителей ПО, а в России, по данным IDC, лидирует на рынке корпоративного программного обеспечения с долей в 34,3%. Компания постоянно инвестирует во внутренние разработки и приобретение перспективных технологий. За последние четыре года HP интегрировала в свою структуру 12 компаний — производителей ПО, при этом увеличив в четыре раза расходы на собственные исследования и разработки в области программного обеспечения.

Как отметил Александр Микоян, генеральный директор HP в России, современный бизнес находится в условиях постоянных изменений и должен задумываться об эффективном управлении инновационной деятельностью, которая является решающим фактором успеха на рынке. Руководители компаний понимают, что без информационных технологий инновации становятся практически невозможными, однако вынуждены мириться с тем, что львиная доля ИТ-бюджета расходуется на повседневное сопровождение инфраструктуры, а не на разработку нового.

Для решения этой проблемы в HP предлагают комплекс методологий и программных средств по оптимизации технологий в интересах бизнеса (Business Technology Optimiation, BTO), которые помогают ИТ-департаментам лучше понимать стратегические задачи бизнеса и реализовать сервисы, поддерживающие их воплощение в жизнь. HP BTO включает в себя три основных направления. Решения для управления финансами в ИТ обеспечивают объективную оценку ИТ-составляющей различных бизнес-инициатив. Методология и программные продукты управления жизненным циклом приложений дают возможность управлять качеством прикладных систем с момента их планирования до ввода в эксплуатацию. Решения для управления бизнес-сервисами направлены на автоматизацию и сквозное управление процессами ИТ-службы на уровне бизнес-сервисов, ИТ-сервисов и ИТ-инфраструктуры.

По словам Андрея Кутукова, директора департамента программных решений HP в России, основная цель стратегии и решений HP BTO — это выстраивание эффективного диалога ИТ и бизнеса на понятном последнему языке стоимости, качества и надежности предоставляемых сервисов.

Вопросы оптимизации

В этом году HP кардинально изменила формат конференции «Программные миры». Вместо традиционных технических докладов аудитории форума были предложены панельные дискуссии по темам, связанным с основными направлениями стратегии HP BTO. В дискуссиях приняли участие специалисты HP и ее партнеров, представители заказчиков компании и эксперты.

Наиболее «дискуссионным» получилось обсуждение темы управления финансами в ИТ, которое в конце концов пришло к проблеме аутсорсинга в России, одной из наиболее острых тем для отечественной ИТ-индустрии. Руководители ИТ-подразделений РЖД и Сбербанка — крупнейших заказчиков HP, рассказывая о своем опыте выстраивания отношений с бизнесом, согласились с важностью экономического обоснования для руководства ИТ-проектов. Андрей Хлызов, директор департамента развития информационных технологий Сбербанка России, отметил, что в банке нет ни одного проекта, не связанного так или иначе с ИТ. Хлызов видит в полной конвергенции ИТ и бизнеса будущее всех серьезных российских предприятий, но тем не менее считает важным проведение определенной формализации отношений между ИТ и бизнесом на разных уровнях, от топ-менеджеров до массовых пользователей и рядовых ИТ-специалистов.

Это могло бы способствовать появлению так называемого «инсорсинга» — предоставления сервисов для бизнеса внутренним подразделением компании на основе строгих процессов и процедур. Однако уровень формализации в инсорсинге, заметил Андрей Кутуков, все-таки несравним с уровнем формализации отношений между потребителем и поставщиком сервисов в случае аутсорсинга. По мнению генерального директора компании IBS Сергея Мацоцкого, неготовность прежде всего со стороны бизнес-пользователей к выстраиванию таких отношений и тормозит развитие аутсорсинга в России.

Дискуссия на тему управления жизненным циклом приложений выглядела скорее как обмен опытом заказчиков HP по выстраиванию системы управления качеством на базе продуктов компании. Однако последовательность выступлений позволила увидеть целостную картину жизненного цикла прикладных систем с точки зрения их качества — от планирования до сопровождения. В «Лаборатории Касперского» решения HP для управления проектами и портфелями позволяют заложить реализацию характеристик качества систем на самых начальных этапах процесса разработки. В «Альфа-банке» комплекс HP Quality Center используется для организации тестирования и контроля качества при внедрении новой версии автоматизированной банковской системы. А в «Райффайзенбанке» то же решение HP является основой для выстраивания сквозного процесса управления качеством всех приложений банка, обеспечивая единые принципы организации тестирования при любых изменениях работающих решений, не говоря уже о внедрении в эксплуатацию новых систем. В банке используется более 200 приложений, причем их разработку и тестирование часто ведут распределенные команды с привлечением аутсорсеров. Платформа HP дает возможность отделу контроля качества банка анализировать эффективность внешних подрядчиков, выполняющих тестирование, и принимать обоснованные решения по выбору партнеров.

В качестве эксперта на этой дискуссии выступил доктор физико-математических наук Александр Петренко, заведующий отделом технологий программирования Института системного программирования РАН. Он отметил, что в России сегодня растет число компаний, где самым серьезным образом подходят к процессу тестирования приложений. Трудоемкость этого процесса, по мнению Петренко, в разы превышает трудоемкость разработки как таковой, поэтому чем больше квалифицированных тестировщиков задействовано, тем выше будет качество ИТ-поддержки деятельности предприятия. Эффективности контроля качества приложений способствует использование инструментов автоматизации тестирования, однако они пока мало рапространены как у заказчиков, так и в портфелях вендоров. Компании внедряют их с опаской в силу достаточной сложности, а производители ПО, не чувствуя большого спроса, не очень активно выпускают такие инструменты на рынок. Хотя в их лабораториях ведется немало перспективных разработок в этом направлении.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF