Владимир Некрасов: «Интеграция средств бизнес-аналитики и геоинформационной системы обеспечила принципиально новое качество визуализации данных, что особенно эффективно для такой большой страны, как Россия»Оказывается, более 70% овощ­ных культур в нашей стране производится на 2% всех пахотных земель, виноград винных сортов выращивается даже в Тюмени, а северных оленей прекрасно разводят в Алтайском крае. Эти и другие, более важные для развития агропромышленного комплекса факты можно почерпнуть из данных всероссийской сельскохозяйственной переписи, проведенной в 2006 году. Однако обнаружить такую информацию до недавнего времени было под силу лишь узким специалистам.

Путем интервенций зерна или его скупки, установки пошлин и выдачи кредитов фермерам и сельхозорганизациям государство может эффективно управлять ситуацией на продовольственном рынке, однако для успешного регулирования отрасли нужна достоверная информация. Переписи, регулярно проводимые в развитых странах (в США с 1840 года — каждые пять лет, а предыдущая такая перепись в СССР была в 1920 году), позволяют получить нужные данные о состоянии агропрома с целью выработки политики по его развитию.

В проведенной у нас переписи 2006 года приняли участие более 32 тыс. индивидуальных предпринимателей, 60 тыс. сельхозорганизаций и предприятий, 254 тыс. крестьянских хозяйств, около 23 млн личных подсобных хозяйств, 80 тыс. садоводческих, огороднических, животноводческих и дачных некоммерческих объединений. В результате было получено 6 Тбайт данных, которые за два года аккумулированы в девять бумажных томов с текстами, таблицами, графиками и атласами, а потом переведены в формат PDF и выложены Федеральной службой государственной статистики РФ в открытый доступ.

Правда, по словам ведущего эксперта Управления информационных ресурсов и технологий Росстата Татьяны Аксеновой, эффективно пользоваться этим кладезем данных могли только немногочисленные эксперты, выполняющие свои специфические задачи. Требовалось, по образному определению Аксеновой, «журавлю дать кувшин, а лисице — тарелку», предоставив доступный инструмент обработки данных всем категориям пользователей: студентам, журналистам, политикам, исследователям.

В результате совместного проекта Росстата и компании Contour Components впервые в мире удалось опубликовать данные сельхозпереписи (http://www.gks.ru/wps/portal/OSI_P/SEL) не в виде статических и заранее подготовленных таблиц и графиков, а с использованием всего спектра инструментов бизнес-аналитики для динамической обработки данных. Теперь на сайте Росстата можно просматривать сведения, полученные в ходе переписи, через интерактивный интерфейс, отображающий многослойные карты России даже в разрезе муниципальных образований. Поиск необходимых показателей переписи и создание на их основе аналитических материалов выполняются сегодня при помощи альтернативных рубрикаторов, включающих метаданные, а форма представления результатов и выбор аналитического среза зависит только от фантазии пользователя. Решение построено на базе платформы Contour BI, позволяющей собирать и хранить информацию, проводить многомерный анализ, публиковать отчеты и осуществлять мониторинг бизнес-процессов.

По словам Владимира Некрасова, генерального директора Contour, новая система обеспечивает высокую доступность данных переписи, и теперь ими может пользоваться любой желающий. Теперь сам пользователь определяет срез и форму представления нужных ему данных, а в планах развития системы, разработанной в Contour, — «прорастить» систему в Сети, предоставив пользователям возможность обращаться с сайта Росстата к региональным первоисточникам или руководителям для уточнения показателей переписи или решения вопросов по структуре производства. И тогда взгляду аналитиков откроются удивительные сведения, например о том, что в зоне вечной мерзлоты на территории Якутии содержится внушительное по­головье коров, а среднестатистический житель США за всю историю сельскохозяйственных переписей ежегодно потреблял по 70 кг мяса, независимо от внешнеполитической обстановки. Сколько еще полезных наблюдений, выводов и рекомендаций для стратегического планирования можно сделать средствами бизнес-аналитики, приложив их к привычным массивам данных!

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF