Анатолий Шкред: «Образование по-прежнему остается лицензируемым видом деятельности, это нонсенс» Эти факторы способствуют развитию дистанционного образования в нашей стране. Существовавшая когда-то проблема доставки знаний на расстояние с развитием интернет-технологий может практически исчезнуть. О процессах, происходящих в сфере электронного обучения в нашей стране, нашему еженедельнику рассказал Анатолий Шкред, ректор Национального открытого университета ИНТУИТ.

Раньше проект назывался «Интернет-университет информационных технологий», а сейчас «Национальный открытый университет ИНТУИТ». С чем это связано?

Мы решили «легализоваться» в образовательной среде. До сих пор мы не предоставляли образовательных услуг, мы предоставляли возможность учиться самостоятельно, и такой возможностью воспользовались более полумиллиона человек. Сейчас же мы хотим выдавать полноценные дипломы, в том числе и государственного образца, и проходим процедуры лицензирования и аккредитации.

ИНТУИТ предлагает множество курсов в области информационно-коммуникационных технологий. Зачем это нужно ИТ-специалисту, который уже имеет диплом по профилю своей деятельности?

Подсчитано: для того чтобы сделать успешную карьеру, нужно получить дополнительные знания в общей сложности шесть раз, то есть примерно каждые четыре года. Особенно это касается ИТ-области, где настоящему профессионалу необходимо владеть всеми новыми технологиями, здесь повышение квалификации превращается практически в непрерывный процесс. Ситуация меняется так быстро, что вузы просто не успевают разработать и согласовать новые курсы, дисциплины, специализации, да это и не является основной задачей высших учебных заведений.

Вузы дают базовое образование, которое можно впоследствии развивать, – в этом и есть суть болонской модели, на которую наша страна переходит.

К своим курсам ИНТУИТ открывает бесплатный доступ, тестирование, которое также бесплатно позволяет оценить степень усвоения материала. Зачем проходить обу­чение в ИНТУИТ, когда можно просто прочитать материал и затем проверить себя?

В этом случае мы говорим не про обучение, а про самообразование. Здесь нет учителя и ученика, есть только ученик, соответственно нет и процесса обучения. Конечно, студенты могут помочь друг другу в усвоении материала. Но отмечу: даже очное обучение — персональный процесс, требующий самоорганизации. Далеко не каждый способен к самообразованию, по оценке психологов, таких людей всего 5-7%. Остальным необходимо присутствие наставника, дающего стимул к обучению. Мы, безусловно, оставим действующую модель, но внедрим и более «традиционные» элементы в процесс интернет-образования, сделав это очень оригинальным, очень современным способом.

Электронное обучение в нашей стране прошло определенный путь развития. Какие тенденции в этой области вы могли бы отметить?

Развитие интернет-обучения напрямую связано с совершенствованием веб-технологий. Новое поколение приобрело некоторую интернет-зависимость, поэтому этот вид обучения обязательно будет востребован — фактически на физиологическом уровне. Главный тренд современного Интернета: социальные сети, принципы их организации стали стандартами создания современных сайтов. Новая модель ИНТУИТ — уверен, она будет очень эффективной — использует принципы работы социальных сетей. В ней, в частности, будут реализованы методы коллективной деятельности, студенты станут более активно общаться, оказывая помощь друг другу в приобретении знаний. Есть такое правило: хочешь усвоить материал — обучи товарища. Включаются элементы состязательности, игры.

Сейчас основная задача — не только придумать и разработать эти механизмы, но и заставить их работать. Электронное образование стоит на пороге перемен, ожидая новых идей и специалистов, которые смогут определить направление дальнейшего развития.

В целом появление новых функций окончательно ликвидирует границы между традиционным и дистанционным образованием. Я вообще не считаю, что применение современных технологий кардинально меняет сам образовательный процесс. В него пока не привносится ничего такого, чего нет в очной системе обучения. Лекции, семинары, экзамены, консультации, лабораторные занятия просто переносятся в иную среду — виртуальную. Интеграция звука, движения, текстовых материалов создает учебную среду, с развитием которой увеличивается степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны если не во всех, то в большинстве традиционных систем обучения. Современные технологии полностью устраняют проблемы в общении с преподавателем — пресловутая «дистанция» исчезает, а вместе с ней и понятие «дистанционное обучение». В Интернете хотя и повторяются традиционные образовательные модели, но в них заложены более эффективные механизмы, которые надо научиться использовать.

Электронное обучение в нашей стране сталкивается со многими проблемами, в частности связанными с нормативно-правовой базой. Произошли ли в этой сфере изменения в последнее время?

Я считаю нонсенсом, что образование по-прежнему остается лицензируемым видом деятельности. Мы постоянно слышим критику в адрес образования со всех сторон, но эта область деятельности остается закрытой. Руководство страны говорит об инновационной экономике и при этом опирается на старую систему подготовки кадров. Лицензирование — очень серьезное ограничение, эта процедура — не формальность, а сложный и дорогой процесс. Чтобы появились новые игроки в образовательной системе, способные создать новые учебные программы и методики, необходимо сделать эту систему открытой.

Формальные требования при лицензировании никак не относятся к качеству образовательного процесса. А нормы, которым должно соответствовать учебное заведение, ограничивают вход на этот рынок огромному числу компаний. Скажем, лицензия выдается только на срок аренды занимаемого помещения; есть определенные инженерные нормы на соответствие арендуемой площади числу учеников, что в случае заочного обучения просто абсурдно.

Качество образования фиксирует механизм государственной аккредитации. И этого механизма вполне достаточно для регулирования качества, по крайней мере когда речь идет о выдаче дипломов государственного образца. Впрочем, и понятие «диплом государственного образца» — тоже наследие советского периода. Котируется вуз, а не государственный образовательный стандарт, в разных вузах по одним и тем же специальностям готовят разного качества специалистов, а потому работодатель смотрит не на то, какой диплом, а на то, где оно получен.

Со временем имеет смысл пересмотреть и механизм аккредитации, не оставив места государству в регулировании образовательной деятельности. В любом случае необходима легализация общественной аккредитации, когда общественные организации могли бы оценивать качество образовательных программ наравне с госорганами.

Когда появится ИНТУИТ версии 2.0?

Вы правильно заметили — это действительно не только вторая версия проекта, но и модель организации интернет-ресурса в духе Web 2.0. Я надеюсь завершить переход в начале будущего года.