Привычная система обучения, когда учитель пишет мелом на доске, а ученики записывают в тетради, постепенно уступает позиции новой, интерактивной План ставит вполне конкретные задачи, которые должны быть реализованы, — например, среднее количество учащихся на один компьютер в общеобразовательных учреждениях должно составлять не более 17 человек, а доля школ, имеющих компьютерные классы в составе не менее семи персональных компьютеров, работающих в единой локальной сети с широкополосным доступом в Интернет, в среднем должна составлять около 69%.

А нужен ли десктоп?

Внедрение в школах информационных технологий вызывает, разумеется, активный отклик со стороны ИТ-компаний, разрабатывающих целые комплексы продуктов для сферы образования. При этом предлагаемые продукты далеко ушли от традиционного представления об информатизации школы, которое заключается в оснащении отдельно взятого классного помещения стационарными ПК, в лучшем случае объединенными в локальную сеть, — решения, которое при кажущейся простоте и дешевизне имеет ряд серьезных недостатков. Помимо необходимости устанавливать на каждый компьютер отдельный комплект ПО, это решение имеет довольно низкую эффективность, ведь возможности современных компьютеров, даже в наиболее бюджетной комплектации, давно опередили обычные потребности учеников, и ресурсы отдельного ПК в процессе обучения используются далеко не на 100%. Более рациональной является, по словам технического консультанта департамента персональных систем НР Россия Алексея Алешина, идея применения одного компьютера для обучения сразу нескольких человек. Эта идея допускает различные воплощения, например использование нескольких компьютерных мышей на одном ПК или подключение нескольких мониторов с помощью установки двух и более видеокарт или же видеокарты с несколькими видеовыходами. НР предлагает свое решение MultiSeat ms6000, позволяющее организовать ряд независимых рабочих мест на базе одного ПК с установленной на нем операционной системой Microsoft MultiPoint server 2010, превращающей компьютер в аналог сервера, на котором одновременно могут работать до 10 учеников, использующих тонкие клиенты. Благодаря тому что все ученики работают в рамках одной операционной системы, преподавателю легко устанавливать программы, необходимые для обучения, и следить за тем, что делают ученики во время занятий. При этом учащиеся имеют возможность настраивать «под себя» все элементы интерфейса, сохранять в личных папках редактируемые документы и запускать приложения. Благодаря технологии plug&play упрощается поддержка и управление системой: установка сервера и подсоединение всех проводов, по словам Алешина, обычно занимает не более двух часов, проста и не требует специальных знаний.

В компании «Аквариус» считают, что будущее школ за мобильными классами. В отличие от стационарного компьютерного класса, мобильный может быть развернут в любой аудитории, не требует прокладки кабелей и более вариативен. Решение AquaCart, предлагаемое компанией, включает в себя тележку-сейф, на которую устанавливаются для транспортировки и подзарядки аккумуляторов учительский ноутбук и мобильные компьютеры учащихся — от 16 до 34 единиц, которые на месте объединяются в беспроводную сеть с помощью двух точек доступа.

«Аквариус» предлагает различные варианты наполнения мобильных классов — ноутбуки могут быть с экранами диагональю от 8,9 до 15,6 дюйма в зависимости от рекомендаций школьных методистов: например, в средней школе предпочтение обычно отдается более компактным ноутбукам, а для младших школьников более удобны модели с полноразмерными экраном и клавиатурой. Также в состав решения могут входить сканер, проектор, цифровая фото- или видеокамера, графический планшет и другие периферийные устройства. По словам вице-президента по работе с госзаказчиками компании «Аквариус» Елены Ерохиной, выбор конфигурации решения сильно зависит от региона, в который оно поставляется: в технически оснащенных школах Москвы и Санкт-Петербурга с грамотными в сфере ИТ учителями обычно заказывают более «продвинутые» варианты, в глубинке предпочитают бюджетные ноутбуки и комплектующие. Что касается программного обеспечения, то здесь, по словам Ерохиной, компания обычно руководствуется методическими рекомендациями и устанавливает ПО, которое уже применяется в конкретном регионе, что облегчает привыкание к новому методу обучения как учащихся, так и преподавателей. Для обучения учителей «Аквариус» применяет все те же мобильные компьютерные классы — это позволяет ускорить процесс привыкания учителей к новому оборудованию, помогая им правильно выстроить урок в новой среде, а самой компании — «в полевых условиях» определить пути развития решения в будущем.

В школах, где в 70% случаев приходится строить информационные системы с нуля, по словам руководителя отдела внедрения информационных образовательных систем компании «Ситроникс ИТ» Андрея Брюнина, имеет смысл не только внедрять сразу отдельные компоненты системы, например интерактивные предметные кабинеты, но и выстраивать целостную информационную среду, которая объединяет образовательные учреждения в единую сеть, позволяя создать информационную базу с банком методических материалов, результатов деятельности системы образования на местном уровне и т. д. На уровне школы при этом автоматизируются такие процессы, как управление расписанием занятий, проведение тестирования, мониторинг и накопление статистики его результатов, формирование отчетов и аналитики. Интегрированная система управления качеством образования помогает контролировать процесс обучения каждого учащегося, причем учитывать не только оценки, но и поведение, особенности восприятия учебного материала. Внедрение электронного портального классного журнала позволяет родителям в режиме удаленного доступа знакомиться с оценками ребенка, а в будущем планируется внедрение системы отслеживания посещения школы с уведомлением родителей по SMS. При этом высокий уровень автоматизации всех процессов, как заметил Брюнин, частично нивелирует проблему недостаточной технической квалификации преподавателей, что, впрочем, не отменяет необходимости обучающих курсов и оказания техподдержки.

Каждому по ноутбуку

Идея «персональный компьютер каждому школьнику» нашла свое воплощение в нескольких проектах. Одним из самых известных стал проект OLPC (One Laptop Per Child — «каждому ребенку по ноутбуку»). В рамках этого проекта некоммерческая организация с тем же названием выпустила ноутбук XO-1 примерной стоимостью 180 долл., разработанный для бесплатного распространения среди детей развивающихся стран. Это бюджетное устройство, имеющее дисплей 7,5 дюйма и оснащенное флэш-накопителем вместо традиционного жесткого диска. Сейчас OLPC активно разрабатывает идею создания планшетного компьютера ценой менее 100 долл. В планшете XO-3 будет использована платформа Marvell Moby с низким энергопотреблением, а замена клавиатуры сенсорным дисплеем упростит применение устройства в странах с разными языками и формами письменности. В России проект OLPC не приобрел широкой популярности, оставаясь интересной, но не реализованной в значимых объемах идеей.

Более востребованный в России вариант бюджетного школьного ноутбука предложила корпорация Intel. Ее Classmate PC предлагается по цене выше, чем у OLPC и Cherrypal, однако он более функционален. В этом году корпорация представила уже третье поколение школьных ноутбуков, с экраном диагональю 10,1 дюйма. Intel предлагает два вида Classmate PC — обычный нетбук и трансформер. Оба построены на базе процессора Intel Atom N450, оснащаются оперативной памятью 1 Гбайт и диском емкостью до 160 Гбайт. Этого, по словам Сергея Жукова, директора программы Intel World Ahead в России, вполне хватает для выполнения обычных задач и групповых занятий в классе.

Наглядное пособие

Привычная система обучения, когда учитель пишет мелом на доске, а ученики записывают в тетради, постепенно уступает позиции новой, интерактивной. Проекторы, интерактивные доски и другое презентационное оборудование, применяющееся в современной школе, делает обучение более наглядным, насыщенным и интересным. Проектор при этом, по словам менеджера по работе с ключевыми клиентами компании Samsung Андрея Салтруковича, продолжает оставаться одним из самых удобных устройств отображения, вовлекающим в учебный процесс всех присутствующих в аудитории. Использовать проектор можно на четырех видах поверхности: на ровной стене, на обычной школьной доске, на интерактивной доске и на проекционном экране. Первые два варианта являются бюджетными, но и наиболее ограниченными по качеству и возможностям, особенно если проектор не поддерживает подстройку цветопередачи под цвет поверхности, на которую он проецирует, либо не имеет предустановленных режимов для проецирования на поверхности соответствующих цветов. При работе с экраном проектор покажет во всех отношениях качественную картинку, но взаимодействовать с изображением на таком экране преподаватель может только посредством компьютера и мыши. Самый передовой способ использования проектора в современном образовании, по словам Салтруковича, это связка «проектор — интерактивная доска». В этом случае можно не только демонстрировать изображение, но и непосредственно работать с ним.

Помимо высокого качества проектора, немаловажными факторами являются его безопасность и долговечность. С этой точки зрения, по словам Евгения Джаксимова, менеджера по проекционному оборудованию московского представительства Epson Europe B.V., наиболее предпочтительными для использования в школах и вузах являются 3LCD-проекторы. Эта технология не только обеспечивает яркие, естественные изображения, но и полностью безопасна для зрения и не вызывает нагрузки на детские глаза, что особенно важно для учебного процесса. В 3LCD-проекторах нет движущихся частей, кроме вентилятора, чем обеспечивается высокая надежность.

Важным для школьного презентационного оборудования является также простота настройки, поскольку педагоги зачастую слабо представляют себе, как с ним работать. Поэтому разработчики и поставщики придерживаются принципа «чем проще, тем лучше», что, по словам маркетинг-менеджера компании Polymedia Андрея Лупанова, в полной мере соответствует мировой тенденции развития аудиовизуального оборудования: при усложнении внутренней электронной начинки одновременно упрощается работа с ним. Так, например, интерактивные доски SMART сконструированы наиболее привычным образом: в них отсутствуют электронные маркеры, выносные кнопки, интерфейс прост и понятен даже неподготовленному пользователю, а поставляемое в комплекте программное обеспечение SMART Notebook, по словам Лупанова, полностью осваивается за три дня. В зависимости от уровня подготовки преподавателя, интерактивная доска может использоваться как более удобная альтернатива традиционной, а задействование всего функционала данного инструмента с применением таких дополнительных аксессуаров, как пульты опроса, документ-камера, беспроводные планшеты, открывает перед преподавателем практически безграничные возможности — интерактивные уроки с различными игровыми элементами, демонстрация экспериментов или опытов прямо на доске, проведение опросов и тестирований, видеозапись урока с доски и многое другое.

Внедрение интерактивных образовательных систем в средней школе и вузах становится привычным явлением, однако, по словам директора по продажам компании Polymedia Яны Красноперовой, и для начальной школы и даже дошкольного учреждения нужно разрабатывать интересные решения. Так, сейчас Polymedia реализует проект для обучения младших школьников в московской школе № 1306. В школе заново оснащены два соединенных между собой помещения, в одном — игровом — установлены два интерактивных многопользовательских стола SMART Table с поддержкой технологии MultiTouch (до 40 одновременных касаний). За этими столами дети смогут складывать буквы, решать головоломки и осваивать другие развивающие игры. В учебном помещении установлены столы с интегрированными в них детскими компьютерами, выделена зона для коллективной работы с использованием интерактивной доски и оборудовано мобильное место учителя.