В результате реализации нацпроекта «Образование» количество школьников, приходящихся на один компьютер, снизилось в 2008 году с 48 до 20 человек, а в марте 2010-го — до 14 Из федерального бюджета было выделено 15,2 млрд руб., из бюджетов субъектов — 40 млрд руб., в проектах учаcтвовали 452 тыс. учителей из 31 региона, обучалось 5 млн школьников из 20,5 тыс. школ. Средства на информатизацию планируется выделять и далее в рамках реализации инициатив «Наша новая школа» и «Один ученик — один компьютер».

Если говорить о высшей школе, то одним из основных направлений в ближайшие годы станет развитие прикладных исследовательских компетенций вузов. Базой для этого послужили в первую очередь результаты нацпроекта по поддержке инновационных программ вузов, а также по созданию федеральных и национальных исследовательских университетов. На кооперацию вузов и предприятий планируется в течение трех ближайших лет выделить из федерального бюджета порядка 19 млрд руб., а на развитие инновационной инфраструктуры — 8 млрд руб.

В результате реализации нацпроекта «Образование» количество школьников, приходящихся на один компьютер, снизилось в 2008 году с 48 до 20 человек, а в марте 2010-го — до 14. Обеспечить переход всех общеобразовательных учреждений на уровень, заданный в инициативе «Наша новая школа», планируется через внедрение новых стандартов, ИТ-обучение педагогов и максимально широкое использование современных информационных технологий. В 2011-2013 году предполагается выделить из федерального бюджета 1,5 млрд руб. на реализацию мероприятий, проводимых на базе стажировочных площадок. Одним из основных направлений кадровой переподготовки учителей на стажировочных площадках является использование электронных образовательных ресурсов. В течение трех лет только на базе стажировочных площадок пройдут переподготовку порядка 30 тыс. работников из всех муниципальных образований, которые, как планируется, в свою очередь передадут полученные знания всему кадровому составу общего образования.

Собственные инициативые развивают лидеры мировой ИТ-индустрии. Так, корпорация Microsoft приняла решение обеспечить российские школы операционной системой Windows 7 и бесплатными учебными материалами. В течение апреля 2010 года в 54 тыс. школ России были бесплатно разосланы установочные диски с данной ОС с возможностью установить ее не только на учебные компьютеры в классах, но и на домашние компьютеры учителей. Вместе с дистрибутивом Windows 7 поступают диски с учебными материалами для школьников, преподавателей и руководителей школ, бесплатными программными продуктами и набором интерактивных учебных курсов. Лицензия на операционную систему действует до конца 2010 года, то есть до окончания срока действия соглашения «Обеспечение лицензионной поддержки стандартного (базового) пакета программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации в 2007-2010 годах».

Данный шаг со стороны Microsoft — возможность еще более утвердиться на рынке. От подобных предложений трудно отказаться. Это признают даже в пилотных регионах внедрения свободного ПО, в частности в Татарстане, самом «электронном» регионе. Система управления образовательным процессом в большинстве школ базируется на программном обеспечении Microsoft, и резкий переход на иную платформу в состоянии парализовать деятельность образовательных учреждений.

Корпорация Intel запустила новый образовательный портал и объявила конкурс на получение ученических ноутбуков. Портал «Образовательная галактика Intel» будет содержать информацию о программах Intel для учебных заведений — сначала общеобразовательных, а в будущем и высших — и, как планируется, станет площадкой для общения педагогов. За последние десять лет около 650 тыс. учителей прошли программу повышения квалификации «Обучение для будущего», более 100 тыс. школьников посетили внеклассные занятия «Учимся с Intel». Кроме того, с 2007 года компания подарила школам около 6 тыс. ноутбуков по программе «Один ученик — один компьютер».

Компания НР предлагает единую систему управления средой обучения Managed Learning Environment, которая представляет собой компьютерную сеть со специализированным контентом и набором услуг, образующую единую интегрированную структуру, позволяющую преподавателям обмениваться опытом и знаниями, а также контролировать успеваемость каждого ученика с большей эффективностью, а ученикам — участвовать в совместных акциях и проектах между разными школами. Эта технологическая среда способна обеспечить детям более простой и удобный доступ к ресурсам в школе и вне школы, индивидуальную программу обучения, а также снять с преподавателей и администрации школ большой объем бумажной работы и тем самым сберечь им дополнительное время, необходимое для более качественного преподавания и разработки индивидуальных программ обучения.

В качестве направлений развития можно выделить общую актуализацию в российском образовательном пространстве дополнительных и дистанционных форм образования, внедрение в образовательный процесс свободного ПО, организацию проектной деятельности учащихся, переход к профильному образованию, развитие сетевых образовательных сообществ. Большие надежды возлагаются на создание и сопровождение информационно-образовательных сред открытого и дистанционного обучения, на развитие новых объектных технологий создания баз учебных материалов и мультиагентных технологий образовательных порталов.

Информатизация образования затронула и высшую школу. Конкуренцию, и без того достаточно серьезную, еще более обостряет введение двухступенчатой системы образования. Автоматизация основных процессов и ИТ-поддержка учебной деятельности должны способствовать росту конкурентоспособности учебного заведения. Информационные технологии занимают все более прочные позиции непосредственно в процессе образования. В организации научно-исследовательской работы особую роль играют центры виртуальной реальности и 3D-лаборатории.