Андрей Патока: «Главное — успеть первыми выйти на рынок M2M-сервисов»

Jasper Wireless — частная американская компания, созданная в 2004 году. В число ее инвесторов входят Sequoia Capital, Benchmark Capital, Integral Capital и ряд других венчурных фондов. Она обладает собственной коммуникационной инфраструктурой и программной платформой и является глобальным оператором M2M-сервисов, основанных на передаче данных в сетях GSM.

Термином M2M (machine-to-machine) принято обозначать обмен данными между удаленными устройствами и ИТ-инфраструктурой, который может использоваться как для сбора данных и дальнейшей их обработки, так и для мониторинга состояния оборудования и обновления его программного обеспечения.

К традиционным M2M-решениям относятся, в частности, системы управления движением морских судов, сбора телеметрической информации на магистральных газо- и нефтепроводах, другие телематические приложения. Повсеместное распространение сетей сотовой связи позволяет значительно расширить область применения M2M-технологий и распространить их действие на жилищно-коммунальное хозяйство, розничную торговлю, розничные банковские услуги и т. д. Дополнительные возможности для M2M-решений открывает появление устройств бытовой электроники, поддерживающих сотовые коммуникации.

Разработка комплексных M2M-решений требует не только отраслевых знаний, но и понимания специ­фики работы сетей сотовой связи и прикладных задач, что представляет определенные сложности для нетехнологических организаций. Создание таких решений упрощает платформа Jasper Service Manager Platform, использование которой, как утверждают в Jasper, позволяет значительно упростить разработку и снизить ее стоимость, а также уменьшить время вывода на рынок новых продуктов, поддерживающих работу корпоративных систем или обеспечивающих взаимодействие с устройствами бытовой электроники. Синди Паттерсон, исполнительный вице-президент Jasper Wireless по международным продажам и маркетингу, подчеркнула, что доступ к решениям Jasper осуществляется в соответствии с моделью «программа как сервис» (Software as a Service, SaaS).

Решение M2M Control Center, которое «Вымпелком» планирует вывести на российский рынок, представляет собой многофункциональный центр управления SIM-картами, установленными в устройствах компаний-клиентов, таких как датчики, банкоматы, POS-терминалы, счетчики поставщиков коммунальных услуг и пр. Мониторинг состояния карт и получение статистических данных об их использовании осуществляются посредством веб-интерфейса в режиме реального времени. Это предоставляет возможность не только контролировать трафик, но и разрабатывать собственные бизнес-модели. Платформа Jasper позволяет использовать гибкие схемы биллинга для конечных пользователей, что особенно важно для компаний, работающих на массовом рынке.

Условия соглашения с Jasper Wireless не разглашаются. Известно только, что это многолетний аутсорсинговый контракт, предусматривающий участие специалистов Jasper в работе группы проекта.

По данным компании Berg Insight, в конце 2009 года во всех странах мира только 1,4% абонентов мобильных сетей применяли их для M2M-коммуникаций. Однако этот рынок быстро развивается. Аналитики Juniper Research полагают, что число мобильных и встроенных устройств, подключенных к M2M-системам, превысит к 2014 году 400 млн.

Массовость здесь очень важна, так как средний доход на одного пользователя (Average Revenue per User, ARPU) при этом существенно ниже, чем при обслуживании мобильных телефонов абонентов сетей сотовой связи. По данным ABIresearch, в последнем случае ARPU составляет 50-60 долл. в месяц, в то время как типичный показатель M2M ARPU — от 5-10 долл.

В нашей стране, где рынок M2M-сервисов только зарождается, аналитики Berg Insight и Ovum Research прогнозируют его ежегодный прирост на 25-30% вплоть до 2015 года, когда суммарная выручка российских M2M-операторов превысит 100 млн долл. В «Вымпелкоме» рассчитывают в течение пяти лет довести число M2M-устройств, работающих в их сети, до 3 млн, что обеспечит этому направлению долю в 7% в суммарном объеме продаж компании.

«До сих пор мы оптимизировали услуги и тарифные планы, предлагаемые абонентам ‘Билайна’, теперь же будем разрабатывать M2M-сервисы. Главное — успеть первыми выйти на этот рынок», — заявил Андрей Патока, вице президент по развитию корпоративного бизнеса ОАО «Вымпелком».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF