Изначально под «встроенными» понимали системы управления технологическими объектами, крупными транспортными системами, техникой специального назначения. Созданная в 1980 году операционная система QNX была одной из самых востребованных на этом рынке. Сейчас она используется шире, в автомобилях, а в ближайшее время попадет и в мобильные устройства. QNX, пришедшая в Россию в 1991 году, после снятия ограничений КОКОМ усилиями петербургских компаний SWD Software и «СВД Встраиваемые Системы» нашла применение в самых разнообразных проектах. (Созданный странами НАТО Многосторонний комитет по контролю над экспортом в 1992 году снял обширные ограниения на экспорт высокотехнологичного оборудования в страны Восточной Европы и СНГ. Это решение сделало возможным технологическую модернизацию многих стратегически важных управляющих систем. — Прим. ред.). Эти проекты были рассмотрены на пяти секциях, где обсуждались технологии QNX, программные и аппаратные продукты, созданные представителей «экосистемы» QNX, а также решения на базе защищенной ОСРВ, которая разработана в интересах предприятий ВПК и используется в системах специального назначения. Леонид Агафонов, директор SWD Software,  выразил надежду на то, что российские разработчики, принявшие участие в конференции, смогут использовать полученную информацию для реализации ответственных приложений.

За последние годы представления о встроенных решениях сильно изменились; компьютерными системами управления снабжаются бытовые приборы, автомобили — все что угодно. Оказалось, что одна и та же операционная система может быть применена и в стиральной машине, и на атомной электростанции. Расширение области распространения дало новую жизнь QNX, POSIX-совместимой операционной системе с микроядерной архитектурой, развитым графическим пользовательским интерфейсом, обладающей к тому же исключительной стабильностью и занимающей меньше памяти, чем ее альтернативы. Пять лет назад компания Harman International, специализирующаяся на аудиоаппаратуре и других «развлекательных» ИТ-продуктах, купила QNX, и с тех пор эта ОС оказалась установленной в десятках миллионов автомобилей. Это было и хорошо, и плохо одновременно: с одной стороны, ОС «пошла в массы», с другой — Harman, будучи владельцем операционной системы, являлась лишь одним из потребителей QNX, мало занимаяясь ее развитием.

В начале апреля противоречивая ситуация разрешилась неожиданным образом: QNX, сохраняющая свою технологическую автономность, перешла в собственность канадской компании Research In Motion, производителя легендарных коммуникаторов BlackBerry. Эти устройства не получили распространения в России, но в Северной Америке они настолько популярны, что порой речь вполне серьезно заходит о болезненной зависимости от них. Фактически монопольное до недавних пор положение BlackBerry было заметно нарушено появлением смартфонов от Apple, теперь в RIM обеспокоены тем, что многие ее клиенты намерены перейти на iPhone. Союз QNX и RIM может дать неожиданные плоды, некоторые аналитики предвещают проникновение BlackBerry в автомобили, но скорее компании смогут создать принципиально новые мобильные устройства; в этой области у QNX есть очевидные преимущества перед Android и iPhone OS, да и по части коммуникаторов с RIM по-прежнему сложно конкурировать.

Мы становимся свидетелями неожиданного витка в развитии технологий: операционная система, успешно используемая для управления скоростными поездами TGV и «рукой» манипулятора на космических челноках, сможет оказаться в карманном устройстве.