По словам Бернара Люке, генерального директора Ozon, в начале апреля в ассортимент магазина входило более 613 тыс. наименований товаров, доступных для выбора и заказа. Для сравнения: товарные запасы обычного среднестатистического супермаркета оцениваются всего в 12 тыс. наименований. Несмотря на кризис, оборот магазина в 2009 году увеличился на 21%, составив свыше 3,1 млрд руб. В прошлом году было обработано почти 1,5 млн заказов и продано более 6,6 млн товаров.

Основную долю (38%) в структуре бизнеса Ozon занимает продажа книг. В этом сегменте товарного ассортимента насчитывается более 370 тыс. наименований. Рост продаж книжной продукции в прошедшем году составил свыше 30%.

«Важно то, — отметил Люке, — что удалось расширить ассортимент российских книг благодаря увеличению прямых договоров с небольшими и средними издательствами». Всего в 2009 году через Ozon продано более 3,7 млн экземпляров книг. В день принималось заказов почти на 9 тыс. экземпляров, а в каждый заказ в среднем входили четыре книги.

Весомым сегментом в бизнесе интернет-магазина (доля 30%) стала поставка электронной техники. В этом товарном сегменте представлены не только мобильные телефоны, компьютерные товары и аксессуары, но и бытовая техника. Данное направление также выросло в прошлом году на 16%.

Большие надежды руководство Ozon.ru возлагает на продажи цифровых книг, в ассортимент которых сейчас входят 23 тыс. наименований. По мнению Люке, появление нового поколения устройств для чтения будет хорошим стимулом для роста спроса на цифровые книги. Следуя примеру Amazon.com, который продвигает свою электронную книгу Kindle, компания Ozon готовит к продаже похожую модель под собственным брендом.

В режиме онлайн предлагаются музыка, видео, программные продукты и игры. Но доля каждого из этих сегментов в бизнесе портала невелика и составляет 3-5%. В прошлом году компания открыла для себя новое направление, получившее название Ozon.travel. По замыслу, клиентам Ozon.ru, которых насчитывается более 3,5 млн человек, должны предоставляться услуги, связанные с путешествиями. Сейчас это — оформление авиационных и железнодорожных билетов, бронирование гостиничных номеров и некоторые визовые услуги. Как считает Алексей Тимошин, генеральный директор подразделения Ozon.travel, первый год работы стал вполне успешным. Клиенты Ozon положительно отнеслись к новой категории услуг, что подтверждается долей повторных заказов, достигшей 49%.

Еще одной статьей дохода стала реклама. Ежедневно Ozon.ru посещают более полумиллиона человек, что делает его привлекательным для многих рекламодателей. По оценке Люке, доходы от размещения рекламы превышают 2 млн долл. в год.

Помимо подведения итогов, руководство Ozon попыталось спрогнозировать тенденции и динамику развития всей отечественной онлайн-торговли. Хотя эта модель ведения бизнеса действует уже второе десятилетие, в данной области наша страна не может похвастать значительными успехами. В целом через Интернет в России продается не более 3% книг, хотя в США показатель равен 29%, а в Китае — 15%. По данным ФЦИОМ, в России насчитывается свыше 48 млн пользователей Интернета, из которых, по оценке Люке, не более 15% (то есть лишь 7% населения) делают покупки в интернет-магазинах. К сожалению, нет точных независимых исследований числа покупателей на онлайн-площадках, но сами игроки этого рынка надеются на 20-процентный ежегодный рост.

Серьезным подспорьем для развития электронной торговли станет повсеместное проникновение сетей широкополосного доступа. Сейчас, по оценке Ozon, лишь менее 3% населения страны имеют доступ к соотвествующему сервису. В обеих российских столицах показатель перевалил за 50%, что неплохо коррелируется с распределением сделанных заказов. На Москву и Санкт-Петербург приходится до двух третей всех покупок в Ozon. В 2010 году в Ozon ставят целью увеличить оборот не менее чем на 50%, главным образом за счет роста числа заказов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF