Андрей Семериков: «Мы создаем одинаковые операционные компании в каждом городе присутствия»

За годы своей работы пермский телекоммуникационный холдинг добился неплохих успехов, войдя в конце 2009 года в четверку ведущих отечественных операторов ШПД. Ныне доля «ЭР-Телеком Холдинга» на рынке доступа к Интернету частных абонентов составляет 8%, но генеральный директор Андрей Семериков обещает, что к 2014 году холдинг выйдет на уровень 20%. Такой же цели оператор пытается достичь на рынке кабельного телевидения.

В кризисный год «ЭР-Телекому» удалось заметно повысить эффективность. Впервые компания стала операционно безубыточной, получив в 2009 году чистую прибыль почти 340 млн руб. По словам руководителей «ЭР-Телекома», в планах такая прибыль не была предусмотрена, но ее получению способствовал кризис, который затормозил динамику строительства региональных сетей при продолжающемся росте абонентской базы. Если в 2008 году количество подключенных домовладений выросло почти на 240%, то в прошлом году показатель едва превысил 60%, что привело к заметному снижению потребности в инвестициях.

Семериков объясняет успех компании неуклонным следованием идеям, которые были изначально заложены в основу ее бизнес-модели. Сейчас «ЭР-Телеком» предоставляет услуги в 22 городах, в каждом из которых эта региональная компания придерживается принципов максимальной унификации сетевого строительства, методов привлечения абонентов и организации сервисов. Семериков сравнил бизнес-модель «ЭР-Телекома» с политикой «Макдональдса», который в любом городе, вне зависимости от его местонахождения, открывает типовые рестораны.

«ЭР-Телеком» не скупал и не собирается приобретать локальных игроков, действующих в областях ШПД и кабельного телевидения. Как считает Сергей Гусев, заместитель генерального директора и технический директор холдинга, проще и дешевле строить сеть «с нуля» по единым внутрикорпоративным стандартам, нежели адаптировать доставшееся наследство. Унификация позволила компании уменьшить удельный размер капитальных вложений до 55 долл. на подключаемую квартиру и до 8 руб. в месяц на техническое обслуживание каждого абонента. Заметно сократились расходы и на ежегодную модернизацию сети, которые теперь оцениваются в 12 долл. на квартиру. Столь скромными показателями затрат, по заверению Семерикова, не может похвастать ни один из отечественных и даже мировых операторов.

Кроме того, слагаемыми успеха стали четкое планирование деятельности (вплоть до закупок расходных материалов) и стремление к максимальному удовлетворению потребностей клиентов. Зачастую оператор сознательно не следует мировым тенденциям телекома, если пользователи конкретного региона ждут от него совершенно иного. Например, он не практикует выставление «единого счета» и временно отказался от массового внедрения цифровых систем кабельного телевидения. Новые технологии, по заверению Семерикова, пока не обеспечили заметного повышения качества изображений, но дают ощутимый рост абонентской платы.

В начале февраля компания подключила своего миллионного пользователя услуг доступа к Интернету. По словам Семерикова, 50% прироста абонентской базы обеспечила миграция потребителей из ADSL-сетей. Всего абонентская база «ЭР-Телекома» насчитывает более 2 млн пользователей, которые примерно поровну распределены по основным направлениям деятельности – услуг доступа к Интернету и кабельного телевидения. Компания работает и на рынке телефонной связи, обслуживая порядка 70 тыс. абонентов, подключенных по технологии VoIP. Однако развитие этого направления «ЭР-Телеком» пока не форсирует, предпочитая акцентироваться на завоевании рынка ШПД.

Еще одной чертой работы холдинга является принципиальный отказ от демпинговой политики и снижения тарифов. Напротив, в прошлом году компания пошла на их увеличение. Как показала практика, этот шаг при значительном росте скоростей подключения и качественном обслуживании не был воспринят абонентами в штыки.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF