Информационные инновации они воспринимают довольно консервативно, ибо, в отличие от новейшей медицинской техники, ИТ влияют на эффективность работы доктора лишь опосредованно. Еще одно удручающее обстоятельство — при совершенно очевидной необходимости для пользы дела обмениваться медицинской информацией врачи считают ее своей собственностью и в подавляющем большинстве случаев делиться с коллегами не желают.

Разумеется, психологическая неготовность медиков к применению ИТ — только один из факторов, однако для анализа причин торможения информатизации отрасли он не менее значим, чем банальная нехватка финансирования.

Цифровой операционный зал от DiViSy

В результате складывается парадоксальная ситуация: инструменты ищут применения! Энтузиасты из числа ИТ-специалистов и профессионалов других областей пытаются найти применение красивым технологическим решениям на том уровне, на котором они могут это сделать. А те масштабные задачи, для решения которых данные инструменты предназначены, ждут своего часа.

Такие выводы родились по итогам семинара, посвященного применению инструментов для совместной работы в электронном здравоохранении, который Европейская федерация медицинской информатики и Российская организация медицинской информатики провели в рамках III Международного нейрохирургического форума. Средства совместной работы также пока мало востребованы медиками.

Одной из тех красивых технологий, что разбиваются о быт (то есть слабые каналы связи и нежелание медиков делиться данными), является grid, ее обсуждение заняло большую часть программы семинара. Де-факто в России grid-сервисы обслуживают узкий круг специалистов, готовых открыть свои ресурсы для доступа коллег. Кроме того, поскольку реально grid работает только на мощных и более или менее равноценных каналах связи, действующие проекты располагаются главным образом в Москве, где сосредоточено множество инфоресурсов и хорошие каналы.

По мнению Алексея Жучкова, директора телекоммуникационного центра «Юмос», grid больше подходит для исследовательских целей, чем для использования в практическом здравоохранении. «В медицине крайне мало постановок задач для распределенных сред, а если они возникают, то часто требуют изменения grid-структуры под себя», — отметил он.

Тем не менее продвижение grid в повседневную медицину идет, хотя и со скрипом, зачастую финансируясь за счет других проектов. Например, в ЦКБ РАН на базе распределенной инфраструктуры создается система хранения видеопротоколов эндоскопических исследований и хирургических операций, интегрированная с телемедицинским комплексом. Таким образом, незадействованные ресурсы персональных рабочих мест подведомственных ЛПУ используются для решения задач учреждения в целом, причем с минимальными затратами.

В НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко grid решает типовую для медицинского учреждения задачу обеспечения доступа из клинической информационной системы к материалам визуализационных исследований, хранящимся на распределенных PACS-серверах в формате DICOM.

В Институте химической физики научились с помощью grid управлять множеством «ловушек» для раковых клеток, которые затем растаскиваются фемтосекундным лазером, таким образом препятствуя росту опухолей.

Еще одна практическая область, где трудно обойтись без информационных технологий, — организация массового маммографического скрининга. Эти обследования являются основой ранней диагностики, позволяющей существенно снизить смертность от рака молочной железы. По медицинским рекомендациям каждая женщина старше 40 лет (в России их около 48 млн) должна проходить маммографическое исследование раз в два года, а каждое исследование — это четыре рентгенмаммограммы по 12 Мбайт.

Не случайно единственный из участников проекта SKIF Grid, имеющий отношение к практической медицине, это цифровая маммография. За этой виртуальной структурой стоит Федеральный маммологический центр, ежегодно обслуживающий 60 тыс. пациенток и поддерживающий 1240 распределенных центров. С помощью grid планировалось построить распределенное хранилище маммографических данных, обеспеченное инструментами для сбора статистики и обработки маммограмм, в том числе и алгоритмами поиска похожих снимков. Большая часть задач центра решается с помощью АРМов, но обработка маммограмм, их аннотирование, архивирование, а также сервисы сбора похожих случаев и формирования статистического отчета по ним возложены на суперкомпьютер семейства SKIF. Несмотря на то что пилотный grid-проект запущен в Москве и Иваново, по-настоящему распределенный архив создать не удалось, сообщил Жучков. Помимо технических сложностей с телекоммуникационной инфраструктурой, критичной оказалась вышеупомянутая психологическая проблема: все маммографические центры хотели бы воспользоваться grid-сервисами, однако при этом не спешат отдавать данные, которые считают своими.


Цифровые операционные

Интересный пример применения инструментов совместной работы медиков представила российская компания DiViSy Group. Впрочем, это лишь один из аспектов применения ее интегрированных решений, которые внедряет компания. Среди них — решения для нейрохирургических кабинетов, реаниматологии, для диагностических и лечебных кабинетов, для операционных залов. Например, при проведении операций врачи используют многоканальную видео- и аудиоинформацию, показания монитора пациента, анестезиологического оборудования, аппарата искусственного кровообращения, станции инфузионной терапии. Программно-аппаратные комплексы DiViSy преобразуют в цифровой вид и синхронно регистрируют показания всего медицинского оборудования, приборов и инженерных систем, действующих в операционной, обрабатывают их и обеспечивают обмен информацией с медицинскими, госпитальными, радиологическими информационными системами и системами обработки изображений. Это дает богатейшие возможности для дистанционного обучения в режиме онлайн и консультаций с коллегами.

Возможность точной реконструкции ситуации в операционном зале на любой момент времени позволяет cформировать доказательную базу для подтверждения действий медперсонала, получить основание для выработки рекомендаций на случай повтора ситуации в будущем, создать иллюстрированные технологические карты и стандарты диагностики, процессов лечения и проведения операций. Все это напрямую связано с качеством оказания медицинской помощи. Однако, как с сожалением отметил директор DiViSy Group Владимир Казинов, подавляющее большинство — около 90% — руководителей медицинских учреждений не интересует повышение качества работы, так что его компания работает с остальными 10%.