Обозреватели отрасли полагают, что в 2010 году ИТ-службы столкнутся с трудностями, лежащими скорее не в технической, а в культурной плоскости

Обозреватели отрасли полагают, что в 2010 году ИТ-службы столкнутся с трудностями, лежащими скорее не в технической, а в культурной плоскости. В условиях выхода за пределы доменов и автономных центров и в свете необходимости более полного удовлетворения потребностей бизнеса ИТ-службам в 2010 году придется решать массу сложных вопросов. Механизмы виртуализации и облака, к примеру, выйдут за границы привычных областей, и ИТ-службы вынуждены будут преодолевать барьеры, мешающие продвижению новых технологий.

«Главное препятствие на пути к действительно эффективному использованию самых современных инструментальных средств обусловлено структурой ИТ-служб, особенно на крупных предприятиях, — заявил вице-президент компании Gartner по научно-исследовательской работе Дэвид Уильямс. — Предприятия работают в автономных зонах, которые формируются не только между отдельными ИТ-направлениями (сетями, приложениями, серверами, настольными компьютерами и системами хранения), но и внутри этих направлений (например, средства управления серверами Linux, управления мэйнфреймами, управления Windows и управления виртуализацией). Сложившаяся ситуация понятна и понемногу начинает исправляться за счет появления новых ролей и создания команд, отвечающих за взаимодействие между отдельными направлениями. В 2010 году ИТ-службы продолжат реорганизацию с целью повышения качества обслуживания и более полного удовлетворения потребностей бизнеса». По мнению аналитиков, если ситуацию с культурными барьерами удастся прояснить, появится целый ряд инструментов, которые уже в 2010 году упростят ИТ-службам процесс внедрения передовых технологий. Перечислим пять технологий, использование которых, по мнению обозревателей отрасли, в 2010 году станет обязательным для эффективного предоставления ИТ-услуг и поддержки операций современного центра обработки данных.

Гарантии предоставления ИТ-услуг

Управление эффективностью предоставления ИТ-услуг осуществляется при помощи множества технологий, позволяющих оценивать ситуацию под различными углами, в том числе с точки зрения работы пользователей с приложениями.

Это значит, что ИТ-службам необходимо контролировать потоки сетевого трафика и эффективность приложений посредством многочисленных компонентов, поддерживающих ИТ-услуги. Нужно отслеживать маршруты предоставляемых услуг, используя для этого все доступные средства, начиная от современных технологий обнаружения и заканчивая механизмами анализа потоков трафика и мониторинга транзакций. В том числе и в тех случаях, когда информация покидает корпоративную сеть и перемещается в среду внешнего облака.

Условия предоставления ИТ-услуг давно известны, но до недавнего времени эти вопросы интересовали в основном внешних поставщиков услуг. Теперь же их роль начинают примерять на себя и корпоративные ИТ-службы. Компании BMC, CA, HP, IBM, а с недавних пор и EMC успели составить достаточно полное представление о жизненном цикле ИТ-услуг. Ускорение темпов внедрения механизмов виртуализации и растущий интерес компаний к внутренним и внешним облачным средам способствуют росту спроса на данные технологии. И этот спрос проявится уже в 2010 году.

«Предприятия хотят получить правдивую и исчерпывающую картину, для составления которой нужны полноценные средства мониторинга и контроля за механизмами, предлагаемыми конечным пользователям, и качеством обслуживания, — отметила старший аналитик Forrester Research Эвелин Хубберт. — Это означает, что необходимо следить за трафиком сетей, систем, приложений и баз данных, которые задействованы при предоставлении услуг. В ИТ-службах понимают, что управлять сегодня нужно скорее услугами, нежели инфраструктурой».

Управление виртуальными системами

На пороге 2010 года поставщики были склонны смещать акценты от управления виртуальными системами в сторону управления облаками, однако обозреватели отрасли полагают, что без поддержки неоднородных виртуальных систем и передовых средств контроля за ИТ-мощностями и производительностью управление облаками невозможно. «Технологии виртуализации и автоматизации непосредственно связаны с облаками, — заметил научный директор компании Enterprise Management Associates Анди Манн. — Функционирование вычислительной среды поддерживается виртуальными серверами, а средства автоматизации отвечают за мониторинг, управление и обеспечение безопасности облака, а также за его соответствие предъявляемым к нему требованиям. Виртуализация на сегодняшний день формирует основное течение, и множество проводимых мероприятий связаны именно с управлением виртуальными системами. Игроки, занимающие специализированные ниши, выходят за рамки поддержки механизмов VMware и активно предлагают корпоративным клиентам собственную технологию».

В 2009 году управление виртуальными системами приобрело для поставщиков обязательный характер, а в 2010 году корпоративные ИТ-службы будут требовать уже поддержки виртуальных систем с несколькими гипервизорами. За последние несколько лет список поставщиков средств управления механизмами VMware пополнили компании VKernel, Surgient, Fortisphere, ManageIQ, Embotics и Veeam. И теперь аналитики отмечают рост интереса к новичкам со стороны крупных игроков на рынке управления системами, которым нужно заполнять пробелы в списке своих продуктов. «В ближайшее время мы станем свидетелями многочисленных приобретений, особенно в области управления виртуализацией, где масса мелких поставщиков нуждается в консолидации», — считает директор по исследованиям IDC Мэри Джонстон Тернер.

Каталог ИТ-услуг

Приступая к оптимизации процесса предоставления услуг, ИТ-подразделения начнут улучшать взаимодействие между службами, предлагаемыми сообществу пользователей. По мнению аналитиков, тенденция составления каталогов пользующихся спросом ИТ-услуг, базирующихся на Web-технологиях, начнет нарастать в 2010 году, после того как ИТ-службы рационализируют свои процессы и научатся эффективно удовлетворять потребности бизнеса.

«Каталоги ИТ-услуг весьма полезны и с развитием облачных технологий превращаются в фундаментальную ценность, — подчеркнул Манн. — ИТ-подразделения понимают, что нужно поддерживать более тесные контакты с конечными пользователями, определяя перечень услуг, которые они готовы принять, частоту поставок, а в некоторых случаях и их объемы. Трудно представить себе широкомасштабный переход на облачные технологии при отсутствии подготовленного каталога ИТ-услуг».

Идея каталога ИТ-услуг не нова, но обозреватели отрасли полагают, что нынешняя рецессия может стать хорошим стимулом для усиления активности в части определения, описания и публикации списка ИТ-услуг, предлагаемых пользователям. В передовых методологиях типа ITIL определены принципы формирования каталога ИТ-услуг, а у компаний BMC, Digital Fuel, newScale, Oblicore и PMG уже имеются готовые продукты, помогающие ИТ-службам создавать соответствующие каталоги.

«Сегодня поставщики пытаются формировать каталоги, с тем чтобы клиенты знали, какими услугами они могут воспользоваться и какова стоимость этих услуг, — пояснила Хубберт. — Это позволяет поставщикам определить требуемую штатную структуру и организовать работу исполнителей в соответствии с реальным спросом».

Автоматизация ИТ-процессов

Виртуализация и облачные инициативы зависят от автоматизации в большей степени, чем любая другая технология. По мнению аналитиков, автоматизация ИТ-процедур уже превратилась в обязательный инструмент для компаний, занимающихся развертыванием виртуальных серверов. Следует учитывать и дополнительный потенциал облачных служб, а также то, что ИТ-подразделения просто не могут работать без автоматизации.

«Автоматизация нужна людям для решения самых разных задач, начиная от развертывания виртуальных серверов и заканчивая аудитом сред с целью обеспечения согласованности конфигураций, — заявил научный директор компании EMA Джим Фрей. — С точки зрения мониторинга автоматизация позволит сохранить темпы развертывания виртуальных сред и отслеживать изменения там, где человеку это уже не под силу. Средства автоматизации используются сегодня даже для проведения анализа ситуации и выявления потенциальных осложнений, которые могут помешать предоставлению ИТ-услуг в данных средах».

Потребность в автоматизации ИТ-процессов окажется настолько высока, что инвестировать в технологии придется даже компаниям, не имеющим прямого отношения к управляющему программному обеспечению. К примеру, корпорация Microsoft недавно приобрела поставщика средств автоматизации ИТ-процессов Opalis, и, по словам аналитиков, в Microsoft прекрасно понимают, какое значение автоматизация будет иметь для ИТ-подразделений в 2010 году.

«Автоматизация ИТ-процессов является сегодня насущной необходимостью и приобретает еще большее значение, когда речь заходит о виртуальных системах, поскольку виртуализация требует быстрого отклика, а человек не обладает такой скоростью реакции, — отметил Манн. — Microsoft относится к числу поставщиков, которые занимаются автоматизацией, не афишируя своих действий, а недавние приобретения открывают перед корпорацией возможность интегрировать механизмы автоматизации в Azure и другие облачные среды. Дело в том, что облачные технологии требуют такого уровня координации и выстраивания потоков работ, какого Microsoft в ближайшей перспективе не в состоянии добиться собственными силами».

Планирование ИТ-ресурсов

ИТ-организации уже сейчас активно используют виртуализацию, но изучение возможности перехода на облачные технологии потребует в 2010 году внедрения процедур, а в конечном счете и технологий планирования ИТ-ресурсами. Сочетание принципов планирования мощностей и финансового управления, использования и оценки качества предоставляемых услуг, а также планирования ИТ-ресурсов позволит ИТ-подразделениям лучше понять характер потребления услуг и обеспечить оперативное удовлетворение потребностей бизнеса даже в наиболее динамичных средах.

«Сегодня планирование призвано сформировать достаточный запас вычислительных мощностей и циклов памяти для обеспечения нужной рабочей нагрузки, — подчеркнул вице-президент Gartner по исследованиям Камерон Хейт. — Однако виртуализация требует учета новых параметров, одним из которых является уровень энергопотребления. При планировании ИТ-ресурсов необходимо рассматривать дополнительные элементы, а сам процесс планирования на предприятии приобретает ярко выраженную стратегическую направленность».

Ранее аналитики Gartner уже перечисляли те показатели, которые следует принимать во внимание при планировании корпоративных ИТ-ресурсов. Традиционные параметры оценки ИТ-мощностей нужно рассматривать наряду с бизнес-требованиями, человеческим капиталом, финансовыми показателями, энергетическими и прочими ресурсами, рисками, существующими нормами и с учетом распределения рабочей нагрузки. Кроме того, необходимо подумать об управлении конфигурацией, управлении активами, управлении изменениями, управлении событиями и управлении производительностью.

«Недалек тот час, когда специалист по планированию ИТ-мощностей вынужден будет выделять ресурсы на каждый конкретный день, распределяя их между внутренними источниками и внешними поставщиками с целью получения максимальной эффективности, — заметил Хейт. — В не столь отдаленном будущем ИТ-организациям понадобятся инструменты для быстрого анализа стоимости, качества и эффективности услуг, поставляемых различными источниками, что позволит выбрать наилучший вариант из возможных».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF