Быть может, кто-то предпочтет положить все яйца в одну корзину или распределить риск. Универсального решения не существует — все зависит от культуры и структуры вашей организации и вашего умения принимать подобные решения. Действительность такова, что в работе любого ИТ-отдела всегда есть риск не добиться поставленной цели по целому ряду причин, и банкротство производителя — лишь одна из них, считает Энди Возбан, аналитик компании Info-Tech Research Group.

Каких-либо показателей гарантии безопасности нет, но есть признаки, на которые следует обратить внимание, и есть способы защитить себя, если производитель внезапно выходит из игры.

Будьте готовы

Айвон Аудетте, руководитель линии консалтинговых сервисов в сфере ИТ компании KPMG Canada, советует к перечню требований при переговорах с производителем добавить такой критерий, как финансовая стабильность. Это поможет управлять рисками. Если производитель предлагает свои акции на бирже, то обратите внимание на данные о его доходах. Или просмотрите информацию о доле его бюджета, направляемой на исследования и разработку или любые находящиеся в суде иски, которые могут повлиять на будущие доходы или жизнеспособность этой организации.

Если вы приобретаете приложение у небольшой компании и ее финансовая стабильность вызывает опасения, оговорите в соглашении условия передачи на хранение третьей стороне исходного кода продукта, чтобы в случае банкротства производителя получить к ним доступ.

Если вы сотрудничаете с производителем, предлагающим программное обеспечение как сервис, убедитесь, что сможете получить доступ к данным в случае каких-либо проблем. Если у вас нет возможности самостоятельно выполнять восстановление после сбоя, подпишите еще одно соглашение о предоставлении этой услуги с другим производителем. Либо, если вы работаете с одним производителем, уточните, кто именно будет предоставлять этот сервис, и убедитесь, что центр обработки данных A и центр обработки данных Б находятся в разных местах.

Даные о том, каким было финансовое состояние производителя раньше, подчас мало что говорят о текущей ситуации, поэтому обратите внимание на темпы развития компании. Если число ее пользователей практически не меняется, это не очень хороший знак, поскольку, как правило, означает, что компания живет за счет старых контрактов на поддержку. В то же время признаков, которые однозначно указывали бы на наличие проблем, не существует, поэтому постарайтесь свести риск к минимуму, поговорив с пользователями этой компании и выяснив, выдерживает ли производитель сроки и выполняет ли сервисные соглашения.

Особенности контрактов с небольшими производителями

«Я работаю в своей области почти 30 лет, и за это время одни производители ушли с рынка, другие — появились, и мне приходилось сталкиваться со множеством сложных ситуаций, — заметил Фил Армстронг, директор ИТ-службы компании Symcor. — У меня возникали проблемы с небольшими производителями, и мне случалось попадать в затруднительное положение, работая с крупными производителями».

Когда вы подписываете соглашение с небольшой компанией, внесите в него условия о поддержке технологии. Тогда, если поддержка продукта прекращается, вы можете потребовать выполнения оговоренных условий о поддержке, а также получить код, находящийся на доверительном хранении у третьей стороны. Отсюда вовсе не следует, что производитель больше не вызывает доверия. Это лишь означает, что вы не хотите принимать на себя технологический риск, который на вас возлагает производитель.

Важным показателем может оказаться то, как долго производитель работает на рынке и насколько разнообразны его источники дохода. «Мы анализируем отзывы о них, информацию о том, с кем они работают и как долго, даже их действия во время первоначального запроса на установление цены и запросы на информацию», — сообщил Админ Сурани, ИТ-директор канадского отделения Красного Креста.

Особенности контрактов с крупными производителями

Заключение соглашения с производителями первого эшелона — совсем другое дело, считает Армстронг. В этом случае речь идет о сложных организациях, у которых в штате есть свои юристы, образцы контрактов, типовые соглашения об уровне обслуживания и процедуры предоставления программного обеспечения в соответствии с установленными сроками выпуска. По-существу, вы покупаете решение и адаптируете свой бизнес под это решение.

«Я предпочитаю иметь дело с финансово стабильными организациями, — заметил Роб Зелинка, ИТ-директор компании TTX. — Мы небольшая организация, поэтому считаем нецелесообразным рисковать и работать с несколькими производителями либо тратить массу времени на анализ всех ‘за’ и ‘против’».

Но даже такой контракт не дает твердых гарантий. «Вы видите, как крупных производителей покупают еще более крупные и надежные производители и формируют партнерские соглашения», — отметил Зелинка. Его организация выбрала, например, Data Domain для резервного копирования своих корпоративных данных, но затем Data Domain была куплена корпорацией EMC. «К счастью, мы являемся и клиентом EMC, — сказал он. — А представьте, если бы это было не так. Тогда выяснилось бы, что мы купили продукт, который не имеет длительных перспектив».


Если ваш производитель обанкротился

Энди Возбан, аналитик компании Info-Tech Research Group, советует покупать продукт у производителей, которые развиваются, а не у тех, кто переживают период спада. Будьте готовы к тому, что окажетесь неспособны добиться поставленной цели по целому ряду причин.

Проявите осмотрительность, найдите консультантов, которые имеют опыт работы с данной конкретной технологией, подготовив таким образом план действий на случай, если производитель обанкротится. «Узнайте, кто эти люди, чтобы иметь необходимый уровень поддержки, — советует он. — Это не поможет перейти на другое решение, но, по крайней мере, вы сможете продолжать работать с продуктом все оставшееся время его существования».

Однако не стоит впадать в панику. Одни организации уходят из бизнеса, но приходят другие, и вы можете быть приятно удивлены тем, что поддержка, которую вы получаете у третьей стороны, лучше, чем поддержка, которую оказывал вам производитель.

Определите, каким образом вы будете действовать в случае приобретения вашего производителя другой компанией. Приближается ли окончание вашего цикла обновления или продукт куплен всего два месяца назад? Во втором случае вам следует продолжать работать со своим производителем и попытаться выяснить, чем это обернется для вас. Что не так-то легко, поскольку в самой компании могут этого не знать.

Тем не менее, как заметил Аудетте, нужно понять, как планируется развивать семейство продуктов. Запросите необходимую информацию в письменном виде. Следует позаботиться о том, чтобы в любом случае у вас был план действий, позволяющий сохранить работоспособность вашей организации, не прибегая к помощи производителя.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF