По словам Сергея Орлова, многие ожидали, что кризис подтолкнет предприятия к оптимизации бизнес-моделей и переводу составляющих ИТ на аутсорсинг, однако эти ожидания большей частью не оправдались Если два-три года назад в этом сегменте отечественного ИТ-рынка наблюдался дефицит доступных ресурсов, а еще в прошлом году его объем, по оценкам J’son & Partners, возрос в полтора раза, то сегодня рыночная конъюнктура характеризуется балансом спроса и предложения, а заказчики стремятся оптимизировать затраты на развитие собственных ИТ-ресурсов и аренду сервисов коммерческих ЦОД. Сложившуюся ситуацию обсуждали участники дискуссии, организованной редакцией «Журнала сетевых решений/LAN» совместно с агентством корпоративных коммуникаций OSP-Con.

Согласно данным компании «Современные телекоммуникации», которые привел ведущий редактор «Журнала сетевых решений/LAN» Сергей Орлов, в столичном регионе в текущем году 18% площадей коммерческих ЦОД остаются незанятыми. Предложение существенно опережает спрос, хотя интерес к площадкам повышенной надежности по-прежнему высок.

На фоне спада почти во всех секторах российского ИТ-рынка многие рассматривали аутсорсинг — в том числе аутсорсинг услуг ЦОД — в качестве возможного инструмента оптимизации расходов на ИТ. Однако прогнозы перевода на аутсорсинг различных компонентов ИТ-инфраструктуры остаются завышенными.

«Строить сейчас собственный ЦОД — убийственное предприятие. Если еще два года назад многие наши заказчики были готовы покупать ИТ-оборудование и лицензии на ПО, повышая таким образом свою капитализацию, то сегодня их гораздо больше волнует наличие денег. Смещение акцентов должно стимулировать спрос на наши услуги, — считает Денис Калинин, генеральный директор IBS DataFort. — В то же время предоставление сервисов повышенной сложности, включая, например, хостинг ERP на платформе SAP, остается исключением из общего правила, а клиенты все еще в значительной степени заинтересованы в аренде площадей и стоек».

В группе компаний «Астерос», по словам Алексея Карпинского, директора департамента поддержки продаж, полагают, что аутсорсинг услуг и приложений становится экономически выгоден, если удается создать прозрачную модель их предоставления и завоевать доверие потенциальных клиентов.

«Этот перспективный рынок, охватывающий аутсорсинг инфраструктуры, включая системные и сетевые решения, управление данными, платформенное ПО, а также аутсорсинг приложений, в отличие от сегмента collocation, в нашей стране только формируется», — подчеркнул он.

В IBS DataFort и «Астеросе» рассчитывают главным образом на крупных заказчиков, обладающих миллионными ИТ-бюджетами и штатом в тысячи человек. Иной подход демонстрирует компания Radius Group, где ориентируются на средний бизнес. В Radius наиболее перспективными для предоставления сервисов считают технологии виртуализации.

Заказчикам предлагается арендовать виртуальную серверную инфраструктуру и виртуальные ПК. Это позволяет, обращаясь к услугам внешнего ЦОД и применяя лишь тонкие клиенты, полностью отказаться от затрат на собственное серверное оборудование.

«Наши клиенты ничем не рискуют. Они в любой момент могут ‘забрать’ свои виртуальные компьютеры и перенести их на собственные физические машины», — утверждает Дмитрий Мариничев, президент Radius Group.

Виртуальные компьютеры могут оснащаться программными сервисами, включая офисное программное обеспечение, средства электронного документооборота, управления бизнесом, управления инцидентами. Предусмотрена также возможность перевода в виртуальную инфраструктуру собственных приложений заказчиков.

«Виртуализация — мощный драйвер развития ЦОД. Нужно научиться им пользоваться, чтобы предоставлять услуги клиентам», — поддержал концепцию Radius Карпинский.

Весьма важную роль играют развернутые соглашения о качестве обслуживания, которые не только способны управлять параметрами и стоимостью услуг, но и помогают развитию отношений с клиентами, полагает Юрий Самойлов, генеральный директор компании «ДатаЛайн». Такие соглашения позволяют дифференцировать услуги по различным параметрам, снижают риск конфликтных ситуаций и упрощают переход к предоставлению услуг более высокого уровня.

Многие выступавшие подчеркивали преобладание базовых сервисов в реальном бизнесе отечественных коммерческих ЦОД, отмечая незначительный объем данного сегмента рынка. В то же время вполне очевидна общая заинтересованность владельцев коммерческих ЦОД не только в расширении клиентской базы, но и в повышении уровня предоставляемых услуг, увеличивающих доход от использования каждой стойки. Однако, как отметил Карпинский, цены на такие услуги еще высоки. Он видит также проблему и в отсутствии в регионах квалифицированных кадров, способных поддерживать инженерные и ИТ-системы ЦОД.

Тем не менее развертывание ЦОД продолжается. Так, IBS DataFort планирует ввести в действие в следующем году новую площадку в Дубне, а Radius — в Зеленограде.


Рынок коммерческих ЦОД Тенденции 2009

  • Сокращение числа новых проектов строительства корпоративных ЦОД
  • Стремление полнее эксплуатировать имеющиеся объекты или завершить начатое ранее строительство
  • Четко продуманные стратегии при строительстве коммерческих ЦОД
  • В период с 2007-го по 2009 год произойдет удвоение как по стойкам, так и по площади ЦОД
  • В течение года (к середине 2010-го) объемы сдаваемых площадей будут увеличены в три-четыре раза
  • Динамика предложения существенно опережает динамику спроса.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF