Джим Дэвис: «Предприятие, достигшее пятого уровня, может регулярно вырабатывать и применять инновационные идеи, выявлять новые рынки, аннулировать неработающие направления и создавать новые ценности для клиентов»Ежегодная конференция SAS получила в этом году не лишенный пафоса девиз: «Мыслящая компания. Новые лидеры и новые правила». Его первую часть устроители расшифровали так: «Мыслящая компания — это симбиоз информации, технологий и человека». А в обращении к участникам подчеркнули: «Преодоление кризиса возможно именно за счет технологического развития, эффективного управления человеческими ресурсами и знаниями». Столь высокий стиль понятен: мероприятие, соорганизатором которого выступила газета «Коммерсантъ», рассчитано на руководителей предприятий финансового, телекоммуникационного, транспортного, производственного, топливно-энергетического секторов и госструктур.

Симбиоз, как известно, — это взаимно полезное сожительство двух или более организмов. Представить себе сожительство трех упомянутых сущностей нелегко, а вопросы, связанные с управлением знаниями и интеллектуальным капиталом, на конференции не обсуждались но, к счастью, на деле все оказалось проще и прозаичнее. Выступления разделились на два подмножества: сотрудники SAS представляли новые продукты, в частности систему SAS 9.2, и примеры их использования; а клиенты компании поделились своим опытом применения продуктов SAS.

За более чем тридцатилетний срок жизни система SAS превратилась в гигантский массив технологий, оформленных в модули и компоненты, образующий ядро аналитической инфраструктуры для бизнес-аналитики SAS Business Analytics Framework. Средствами, водящими в состав SAS Business Analytics, можно решать сложные бизнес-проблемы, измерять производительность и достигать измеримых целей в бизнесе, управлять ростом инноваций, но, главное, прогнозировать изменения и готовиться к ним. Этот универсальный набор заготовок для решений позволяет предприятию выбрать практически любой уровень аналитики. По классификации SAS таких уровней восемь:

1. Стандартные отчеты, например ежеквартальные финансовые или иные, подводящие итоги за некий период времени. Они, разумеется, полезны, но не для стратегического планирования.

2. Специальные отчеты, создаваемые по запросам и отвечающие на вопросы «сколько», «как часто», «где» и т. п. Они могут отражать текущие изменения, происходящие в той или иной отрасли. Их ценность определяется тем, насколько широко и глубоко они охватывают предмет.

3. Оперативный анализ данных дает ответы на более глубокие вопросы, такие как «в чем причина» и «где искать решение». Такие отчеты позволяют изучать изменения в потребительском спросе, они полезны для оперативного управления.

4. Уведомления и предупреждения информируют о необходимости предпринимать корректирующие действия, выбирать время для необходимых мер воздействия. Благодаря им удается вовремя обнаружить проблему и соответствующим образом на нее отреагировать.

5. Статистический анализ позволят выявить причины происходящих явлений, обнаружить упущенные возможности, с него начинается настоящая аналитика с применением регрессионного, корреляционного и ковариационного методов анализа.

6. Прогнозирование отвечает на количественные и качественные вопросы о том, что произойдет, если сохранятся текущие тренды, когда и какие ресурсы могут потребоваться. Прогнозирование получило широкое распространение и имеет прекрасные перспективы на будущее.

7. Прогнозное моделирование позволяет пойти дальше; если есть адекватная модель, то можно представить ее поведение в изменившихся условиях и соотнести поведение модели с реальностью.

8. Оптимизация — высшая ступень, она позволяет выбрать наилучшие решения.

Первые четыре уровня относятся к Business Intelligence, у нас этот термин переводят как «бизнес-аналитика», но аналитичности здесь немного, скорее эти уровни отличаются качеством подготовленных отчетов. Уровни 5-8 относятся к основной области деятельности SAS Business Analysis, то есть к настоящей бизнес-аналитике, где параллельно с представлением данных применяются различного рода модели и математические методы, используются архивные данные. Их наличие делает предложение SAS уникальным. Цель аналитики не столько в более удобном и рациональном предоставлении информации на основании имеющегося набора данных, сколько в извлечении из этих данных дополнительных знаний.

В практической части конференции Джим Дэвис, старший вице-президент SAS и соавтор книги «Информационная революция, путь к коллективному разуму» (следуя изложенным в ней рекомендациям, можно пройти пять основных шагов эволюционного процесса от обычного операционного предприятия к оптимизированному предприятию высшего, пятого уровня), представил методику восхождения путем последовательного совершенствования информационной инфраструктуры.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF