В дискуссии, которую инициировал портал SPBIT, приняли участие представители 14 операторов связи, действующих на рынке широкополосного доступа Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Большинство из них уже предлагает услугу антивирусной защиты своим абонентам; остальные намерены запустить данный сервис в ближайшем будущем.

Сейчас предложение клиентам защиты от вирусов не приносит существенной прибыли. По общему мнению участников дискуссии, на услуге можно будет зарабатывать лишь в отдаленном будущем. Но предоставлять ее имеет смысл для того, чтобы повысить лояльность имеющихся абонентов и привлечь новых.

Подписывается на услугу лишь небольшая часть абонентов, как правило около 5%. Доход от антивирусной защиты в совокупной выручке Internet-провайдера и того меньше — он не превышает 1%, поскольку абонентная плата за дополнительный сервис в несколько раз меньше, чем ежемесячная стоимость безлимитного доступа в Internet (при этом оператору приходится делиться с разработчиком антивирусного решения существенной частью получаемого дохода).

По доле подписчиков выделяется из общего ряда «Корбина». Этот провайдер предоставляет услугу антивирусной защиты более чем 60% своих петербургских абонентов. Причем сервис предоставляется бесплатно.

Этот пример показывает, насколько велика доля абонентов, готовых пользоваться антивирусом от провайдера, только если его предлагают бесплатно. Остальные, возможно, находят пути нелегального обновления средств защиты — по информации компании «Доктор Веб», уровень проникновения пиратства по антивирусным продуктам составляет в России 70-80%. В Петербурге и Москве этот показатель ближе к 70%, а в регионах — к 80%. До сих пор достаточно велик также процент пользователей, которые вообще не защищают свои ПК.

Малая доля владельцев легальных антивирусов потенциально дает возможность увеличить доходы от антивирусного сервиса. Однако, как добиться такого увеличения, пока никто не знает. Возможно, некоторый эффект может дать просветительская деятельность, поскольку многие абоненты просто не знают, зачем нужен антивирус и какие существуют предложения по его использованию. В связи с этим Internet-провайдеры предложили компании «Доктор Веб» активно продвигать среди их клиентов услугу антивирусной защиты. А вот свою помощь при этом не предложили.

Опыт «Корбины» по предоставлению сервиса бесплатно участников круглого стола, судя по их реакции, не заинтересовал. Операторы, помимо привлечения клиентов дополнительным сервисом, как правило, хотят зарабатывать на нем хотя бы немного.

В качестве еще одной серьезной проблемы на круглом столе была упомянута сложная стыковка биллинговых систем, которые имеются у провайдеров и у разработчика антивируса. Требование установки у себя серверов для предоставления дополнительного сервиса операторы также не приветствуют. Они готовы только на расширение ассортимента антивирусов, поскольку большинство абонентов, скорее всего, не согласится на единственный вариант.