1 июля 2004 года представители «Книги рекордов Гиннесса» признали CRS-1 самым мощным в мире Internet-маршрутизатором

CRS-1 (Carrier Routing System), впервые представленная 25 мая 2004 года, стала первой платформой маршрутизации на уровне ядра с несколькими шасси. Характеристики платформы поражали воображение. В полной комплектации система включала 72 стойки сетевых интерфейсных модулей и 8 стоек коммутационных модулей. И все это функционировало как единый маршрутизатор, поддерживая общую пропускную способность на уровне 92 Тбит/с. За четыре года проектирования CRS-1 в Cisco подготовили даже новую версию своей операционной системы IOS XR. Новая система включала в себя элементы традиционного варианта IOS, в том числе и добрый старый интерфейс командной строки, но при этом обладала модульной архитектурой, обеспечивавшей высокий уровень готовности.

Спустя пять лет прогнозы Cisco в отношении растущего спроса на пропускную способность Internet и перехода к передаче по сети видео высокой четкости полностью сбылись, а крупные операторы (в том числе AT&T, Verizon Wireless, China Telecom, Telstra, Comcast и BT Group) развернули CRS-1. Впрочем, на волне спроса конкурирующий производитель маршрутизаторов, Juniper Networks, сумел взять еще более высокую планку, а нижний сегмент рынка сегодня активно осваивает китайская компания Huawei Technologies.

Платформа CRS-1 появилась вслед за выпуском Juniper маршрутизаторов T Series и системы межсоединений TX Matrix — еще одной масштабной платформы маршрутизации для ядер операторских сетей, состоящей из нескольких шасси. На раннем этапе серьезный бизнес мощных Internet-маршрутизаторов пытались осваивать и несколько «стартапов» (в том числе Caspian Networks и Procket Networks), однако развития их инициативы не получили. Вслед за представлением платформы CRS-1 корпорация Cisco объявила о покупке активов Procket.

Во время дебютной презентации в 2004 году сотрудники Cisco совместно с инженерами компании MCI (ныне входит в состав Verizon Communications) продемонстрировали платформу в действии, отправив поток видео высокой четкости по каналу с пропускной способностью 40 Гбит/с. Таким образом была имитирована одновременная передача нескольких тысяч потоков обычного для того времени трафика. А уже в следующем году видео появилось на сайте YouTube, переместившись в Internet. Начала складываться тенденция, в соответствии с которой обработка видео в конечном итоге должна стать центральным звеном корпоративной стратегии Cisco. Сегодня соответствующее семейство продуктов Cisco охватывает самый широкий спектр применений, начиная от систем телеконференций TelePresence и заканчивая портативными камерами Flip Video и телевизионными приставками, разработанными в компании Scientific-Atlanta.

Благодаря видеоклипам и роликам, снимаемым пользователями, трафик Internet растет пугающими темпами. Объем продаж CRS-1 также увеличивается. В Cisco утверждают, что поставили уже 3200 устройств почти трем сотням клиентов. Более 250 маршрутизаторов, развернутых у 25 провайдеров, имеют конфигурацию, включающую в себя несколько шасси. Три года понадобилось для того, чтобы объем продаж платформы достиг миллиарда долларов. Зато последний миллиард был получен всего лишь за год.

Ожидается, что трафик Internet и видео будет расти и дальше. По прогнозам IDC, только трафик индивидуальных пользователей в США к 2013 году увеличится с нынешних 14 тыс. Тбайт в день до 36 тыс. Тбайт в день. А на долю видео к тому времени будет приходиться более половины общего объема трафика.

Спрос на оборудование для ядра сети, обладающее высокой пропускной способностью, подкрепляется увеличением числа мобильных устройств и ростом популярности беспроводных сетей третьего и четвертого поколений. Verizon Wireless — крупнейший на сегодняшний день покупатель оборудования CRS-1. Уже в следующем году этот оператор намерен предложить клиентам коммерческие услуги на базе технологии LTE. А в Cisco недавно сообщили об установке своей платформы у российского мобильного оператора «МегаФон».

Впрочем, по мнению аналитика компании Synergy Research Рэя Моты, даже в условиях устойчивого роста спроса на мощные маршрутизаторы Cisco постепенно уступает позиции своему основному конкуренту, Juniper.

В первом квартале 2004 года на долю Cisco приходилось 73% общего объема продаж на рынке маршрутизаторов уровня ядра сети, а на долю Juniper — 25%. Оставшуюся нишу в 2% занимала компания Avici, которая впоследствии была переименована в Soapstone и оставила аппаратный бизнес, сосредоточившись на разработке программного обеспечения. В первом квартале 2009 года Cisco контролировала уже чуть больше 60%, тогда как Juniper — 36% и чуть более 4% — Huawei.

Инженерами Cisco было разработано оборудование CRS-1 меньших габаритов, предназначенное для менее крупных провайдеров. Как раз в этом сегменте сегодня наиболее сильны позиции Huawei.

По мнению Моты, увеличение объемов трафика — не единственный фактор, способствующий росту популярности мощных маршрутизаторов типа CRS-1. Телекоммуникационные операторы используют их также для консолидации своей маршрутизирующей инфраструктуры с целью сокращения затрат и построения высокопроизводительных центров обработки данных, которые позволили бы предоставлять клиентам услуги облачных вычислений.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF