Стив Балмер и Кэрол Бартц попытались объяснить, почему две компании пришли к соглашению только сейчас, хотя переговоры между руководителями двух компаний начались еще год назад

В ходе пресс-конференции генеральный директор Microsoft Стив Балмер и генеральный директор Yahoo Кэрол Бартц попытались объяснить, почему две компании пришли к соглашению только сейчас, тогда как переговоры между руководителями двух компаний начались еще год назад. По условиям соглашения поисковый механизм Microsoft Bing и платформа adCenter будут использоваться в поисковом рекламном бизнесе Yahoo, а менеджеры по продажам Yahoo займутся обслуживанием важнейших клиентов поискового сервиса обеих компаний.

В прошлогодних предложениях предусматривались солидные единовременные отчисления со стороны Microsoft и снижение ежегодного дохода Yahoo, нынешнее же соглашение исключает предоплату и сулит Yahoo более весомый доход в долгосрочной перспективе. Этот доход будет складываться из средств от перечисления корпорацией Microsoft 88% объема выручки за размещение контекстной рекламы и трафик (Traffic Acquisition Costs, TAC), поступающий с принадлежащих и обслуживаемых Yahoo сайтов. Показатель TAC характеризует платежи компании за получение дополнительного трафика ее сайтом.

«Платежи эти, как ожидается, со временем принесут Yahoo и ее акционерам более весомый доход, чем предлагавшаяся ранее предоплата, — пояснила Бартц. — Вот почему нынешнее соглашение представляется Yahoo более выгодным по сравнению с тем, которое корпорация Microsoft планировала заключить в прошлом году.

Единовременные денежные платежи не приносили Yahoo никаких операционных дивидендов. А оговоренные ныне существенные отчисления TAC — платежи на постоянной основе — придают нам определенный запас прочности и позволяют проводить инвестиции в бизнес».

Поиск и не только

На вопрос о том, каким образом Yahoo собирается развивать свои поисковые средства, в то время как компания фактически отказывается от разработок в этой области в пользу Microsoft, Бартц заявила, что от объединения усилий двух сторон в области информационного поиска выиграют как рекламный бизнес, так и инженерные компоненты Yahoo. Обе компании намерены сохранить свою демонстрационную рекламу, и достигнутые соглашения никак не затрагивают это направление.

«В представлении результатов информационного поиска появится множество новых решений, определяющихся их интеграцией с поисковым механизмом на стороне Yahoo, — пояснила Бартц. — Нам надо научиться лучше использовать поисковые данные для представления конечных результатов. И в этой области могут произойти существенные сдвиги».

Миссия Yahoo состоит в том, чтобы превратиться в ведущего игрока на рынке размещения мультимедийной информации и данных пользователей Internet, а соглашение о поисковых механизмах с Microsoft поможет компании заручиться поддержкой дополнительного числа клиентов на пути к достижению этой цели.

«Yahoo — это площадка, на которой миллионы пользователей ежедневно наблюдают за тем, что происходит в мире, — подчеркнула Бартц. — Для того чтобы сделать ее еще более удобной, несколько дней назад наша компания обновила свою домашнюю страницу и предоставила пользователям возможность изменять ее внешний вид в соответствии со своими личными предпочтениями».

«На самом деле руководство Yahoo приняло вполне прагматичное решение перераспределить финансовые средства и ресурсы из поисковой сферы в другие области, которые представляются более важными для бизнеса компании, — считает Алан Вайнер, аналитик Gartner. — В свою очередь корпорация Microsoft выпустила Bing (который можно считать большим шагом вперед по сравнению с не особо популярным механизмом Windows Live Search), заявив тем самым о своих серьезных намерениях на рынке поисковых механизмов.

И все же пока не вполне понятно, что собирается делать Yahoo с освобождающимися ресурсами поискового направления. Конечно, новая домашняя страница производит благоприятное впечатление, но изменение ее дизайна нельзя считать серьезной инновацией.

Руководству Yahoo необходимо огласить конкретные планы привнесения инноваций в сферы, не имеющие непосредственного отношения к информационному поиску. Мы ждем дополнительных разъяснений».

По словам Бартц, компании намерены завершить сделку в начале 2010 года, а затем активизировать интеграцию поисковых механизмов и рекламных платформ.

Поисковые средства Yahoo будут переведены на Bing на всех глобальных рынках, начиная с США, в течение трех — шести месяцев после завершения сделки; на перевод рекламной сети Yahoo с платформы Panama на Microsoft adCenter уйдет примерно год.

«Поиск Yahoo будет строиться на основе Bing, и информация об этом появится в конце страницы, отображающей результаты поиска, — сообщила Бартц. — Однако мы по-прежнему намерены работать под собственной торговой маркой».

Компании готовятся отстаивать свое соглашение перед регулирующими органами США и Европы, поскольку Google, скорее всего, постарается опротестовать его.

«Думаю, что мы столкнемся с противодействием конкурента, которому вряд ли понравится наше усиление, — пояснил Балмер. — Это один из тех немногих случаев, когда в результате объединения конкуренция со стороны других игроков для лидера рынка возрастет, а не ослабнет. И Google, скорее всего, поведет себя достаточно агрессивно.

Мы заключили весьма полезное соглашение, которое приведет к обострению конкуренции и принесет дополнительные преимущества потребителям, рекламодателям и издателям. Теперь у них появится более жизнеспособная альтернатива Google, ведь период, когда мы действовали разобщенно, закончился».

«Уступая своему основному сопернику на рынке поисковой рекламы, Microsoft и Yahoo заметно выигрывают от достигнутого соглашения, — отметила Ребекка Дженнингс, главный аналитик Forrester Research. — Они превращаются в довольно мощного игрока, занимающего в иерархии второе место после Google, и могут исключить ценовое соперничество друг с другом.

После завершения сделки доля Microsoft на рынке электронной рекламы в США увеличится с 8-9 до 30%. Сейчас годовой объем продаж на американском рынке оценивается примерно в 15 млрд долл., а к 2014 году он достигнет уже 30 млрд долл.

Выгода для Yahoo заключается в том, что компании больше не придется вкладывать деньги в совершенствование поискового механизма, который все равно не в состоянии соперничать с Google. По условиям соглашения Yahoo получает 88% доходов от контекстной рекламы, размещенной на обслуживаемых ею сайтах, и может полностью сконцентрировать усилия на основном для себя направлении демонстрационной рекламы.

Как и прогнозировали аналитики, Yahoo уменьшает свое присутствие на рынке. Но, сокращая масштабы своей деятельности, компания получает возможность сосредоточиться именно на том, что у нее лучше всего получается».