В основу идеи использования человеческого уха в качестве средства персональной идентификации положено явление так называемой отоакустической эмиссии — шума, исходящего из внутреннего уха

Согласно отчету, опубликованному в журнале New Scientist, вместо того чтобы спрашивать у клиента пароль или его персональный код, сотрудники контакт-центра или операционного отдела банка могут воспользоваться простым механизмом, который генерирует в телефонной трубке серию щелчков и, проанализировав реакцию уха, подтверждает, что собеседник является именно тем, за кого себя выдает.

В основу идеи положено явление так называемой «отоакустической эмиссии» — шума, исходящего из внутреннего уха. Предполагается, что шум возникает вследствие движения волосковых клеток, находящихся внутри ушной раковины. Звуковые волны, попадающие в ухо, вызывают вибрацию этих волосковых клеток, а она в свою очередь преобразуется в электрические сигналы, пересылаемые по слуховому нерву и воспринимаемые слуховым аппаратом человека. Кроме того, волосковые клетки порождают свои собственные звуки.

Теоретически сверхчувствительные микрофоны способны улавливать отоакустическую эмиссию, возникающую под воздействием серии щелчков в телефонной трубке. Ответные звуковые волны имеют частоту от 0 до 5 кГц и различную амплитуду. Свойства отоакустической эмиссии уже сегодня используются при проверке слуха новорожденных. Дело в том, что при дефектах внутреннего уха отоакустическая эмиссия заметно ослабевает.

В настоящее время исследователи из Университета Саутгемптона изучают возможность использования шаблонов отоакустической эмиссии в качестве средства биометрической идентификации наряду с отпечатками пальцев и рисунком сетчатки глаза.

Инженер Стивен Биби, возглавляющий исследовательский проект, утверждает, что слуховое восприятие представляет собой активный процесс и ухо под воздействием входящих звуковых волн отдает энергию, компенсируя тем самым энергетические потери, возникающие при поглощении звука ушной раковиной.

Биби и его коллеги полагают, что мощность и частота отоакустической эмиссии, спровоцированной серией щелчков, вследствие особенностей внутреннего строения уха будут хорошо различимы. «Это может показаться странным, но по результатам анализа отоакустической эмиссии, возникающего под воздействием щелчков, отоларингологи способны относить людей к определенной группе, делить их на мужчин и женщин и даже определять их этническое происхождение, — заметил Биби. — В лабораторных условиях у каждого человека действительно регистрируется разное излучение, но можно ли будет использовать эту технологию в реальной обстановке, пока неизвестно. Нам предстоит еще очень много работы».

Действительно, ученым придется ответить на множество самых разнообразных вопросов. Биби обнаружил, к примеру, что под воздействием алкоголя отоакустическая эмиссия ослабевает. Кроме того, его амплитуда меняется в результате приема лекарств, при инфекционных заболеваниях уха и при отложениях ушной серы.

Исследовательский проект планируется завершить в середине 2010 года. Есть надежда, что производители электроники проявят интерес к изготовлению мобильных телефонов со встроенными в их трубку сверхчувствительными микрофонами. Все остальное можно решить с помощью программного обеспечения.

Тем не менее коммерческие перспективы данной технологии остаются пока неясными. К примеру, что произойдет, если кто-нибудь решит одолжить другу свой мобильный телефон, запрограммированный исключительно на владельца? Система решит, что аппарат краденый и заблокирует его?

Как избежать фонового шума при передаче эталонных щелчков по телефонной линии? Будет ли с возрастом меняться амплитуда излучения?

И наконец, чего можно ждать в тот момент, когда пользователь в полуоглохшем состоянии возвращается с концерта AC/DC?

Есть основания полагать, что анализ биометрических параметров нельзя считать полноценной заменой традиционным методам обеспечения безопасности. В конце концов, пароли или индивидуальные коды, в отличие от биометрических характеристик, всегда можно поменять в случае утечки или взлома.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF