По мнению Ильи Пономарева, в социальные сети уходит активность граждан, которая не может реализоваться в традиционных общественных институтах

По мнению Пономарева, разочаровавшись в традиционных общественных институтах, граждане стали реализовывать себя в социальных сетях. И теперь, как предположил он, в Web 2.0, возможно, концентрируется тот самый средний класс, на который возлагает надежды правящая партия.

Эксперт фонда «Общественное мнение» Павел Лебедев привел данные проведенного в марте исследования. Аудитория Internet растет, несмотря на кризис. Сегодня среди горожан старше 12 лет 40% выходят в Сеть по крайней мере ежемесячно и 44% — хотя бы раз в полгода. Еще 18% хотели бы пользоваться Internet, но пока не имеют такой возможности.

Пользователи социальных сетей и блогов, которых Лебедев назвал «погруженными в Web 2.0», составляют 46% месячной аудитории, или 18% городского населения. 54% «погруженных» — женщины. Их средний возраст — 29 лет. 35% группы имеют высшее образование. Они чаще обращаются к новостным, поисковым и иным сервисам и больше доверяют информации, полученной в Сети, чем телевидению.

А главное, в случае ухудшения материального состояния «погруженные в Web 2.0» готовы брать ситуацию в свои руки — искать дополнительный заработок, осваивать новые виды деятельности, менять место жительства. Городское население в целом, напротив, склонно к пассивным методам — экономии, обращению за помощью к знакомым или вообще бездействию.

На основании всего этого Лебедев сделал вывод о том, что пользователи социальных сетей действительно являются «прообразом нового среднего класса». Тем не менее пока они социально активны только в Сети.

«Теперь задача — применить активность этих людей для решения социальных и политических проблем», — подытожил Лебедев.

Директор компании «Политика 2.0» Игорь Эйдман заговорил о «переходе от коммуникации к социальному сотрудничеству, которое дает реальные преференции — экономические, политические и прочие». В далекой перспективе Эйдмону видится нечто стратегическое. Например, «общественно-политические структуры в Internet, которые живут по законам прямой демократии» (то есть, по версии Эйдмана, все их члены напрямую общаются между собой), или же сетевые экономические объединения.

Уже сейчас, например, пользователи могли бы собираться в группы для осуществления коллективных закупок у производителей и оптовиков. Или для получения скидок на услуги, например, в ресторанах или спортивных клубах.

Участники круглого стола не избежали и темы опасностей, кроющихся в социальных сетях. Член рабочей группы по развитию информационного общества Общественной палаты РФ Мария Лазарева заявила о необходимости разработать единый кодекс «правил поведения» для всех Web-сайтов.

Хозяева сайтов ответили, что они и так контролируют ситуацию. А эксперт Института развития информационного общества и автор проекта закона об Internet Юрий Храмов отметил, что пресекать противоправную деятельность с использованием Internet правоохранительным органам мешает отсутствие не законов, а желания. Автор некоммерческого проекта OpenGovData.ru по сбору открытой государственной информации в Internet Иван Бегтин считает, что государство должно не регулировать Internet, а давать ему «конструктивное начало», создавая тематические сообщества по вопросам экологии, малого бизнеса и пр.

Проект первого закона об Internet должен появиться к концу мая.