Джим Гуднайт: «Мы имеем все шансы стать настоящими экспертами по мошенничеству» Генеральный директор и один из основателей SAS Institute Джим Гуднайт ответил на вопросы корреспондента Computerworld.

Уже 33-й год подряд обороты SAS растут. Какая стратегия поможет компании сохранять конкурентоспособность в современных сложных экономических условиях?

Мы по-прежнему пытаемся создавать продукты, которые нужны нашим пользователям. Сейчас мы работаем над новыми продуктами для защиты от мошенничества, в том числе мошенничества под видом благотворительности, мошенничества со страховкой, в сфере здравоохранения и банковской деятельности, имитации несчастных случаев. Мы имеем все шансы стать настоящими экспертами по мошенничеству.

В чем же польза аналитики в сложных экономических условиях?

Думаю, предприятия осознали, что сейчас настало время упрощать и оптимизировать бизнес, процедуры и процессы, на которые они опирались в течение многих лет. Поэтому мы активно развиваем направление, связанное с оптимизацией. За многие годы мы потратили сотни миллионов долларов на развитие комплексных исследований операций.

Мы видим огромный рост интереса к этим решениям у сетей розничной торговли, поскольку они начали осознавать, что необходимо более активно заниматься оптимизацией цен. Особенно цен по спецпредложениям, поскольку это основной инструмент для привлечения покупателей. Если у вас есть 1,5–2 тыс. магазинов и каждый магазин предлагает распродажу 200–300 тыс. товаров, то как правильно выбрать, каких именно? Как установить такие цены, чтобы человеку захотелось войти и купить? В сущности, дело не в том, какие именно товары предложить для распродажи, а в том, чтобы побудить покупателей, пройдя вдоль полок магазина, совершить и другие покупки.

Что именно дает сегодня SAS статус частной компании — в отличие от конкурентов, таких как Cognos и Business Objects, которые теперь стали частью более крупных корпораций?

Пару лет назад был проведен внутренний опрос, в ходе которого, в частности, выясняли, должна ли SAS оставаться частной компанией или стать акционерной. И 85% опрашиваемых высказались за то, чтобы компания оставалась частной, поскольку преимущества такого положения им понятны. В акционерной компании вы постоянно испытываете очень жесткое давление, так как вынуждены сохранять прибыль на определенном уровне или повышать ее. Если ваша зарплата в существенной мере зависит от стоимости акций, вы, возможно, без колебаний уволите тысячи человек только для того, чтобы сохранить цену акций.

Но, с другой стороны, крупная компания может похвастаться и более широким кругом пользователей, и огромными бюджетами на исследования и разработку...

Не уверен, что Cognos или Business Objects серьезно выиграли от объединения с более крупной компанией. Так, мне представляется, что зарплаты в Cognos заморожены на несколько лет. По-моему, недавно SAP объявила об увольнениях, причем достаточно серьезных. История знает очень мало крупных слияний, которые реально привели к увеличению стоимости акций, и к тому же в таких компаниях не стремятся сохранить численность сотрудников. Посмотрите, например, что происходит в EDS. Я думаю, что три четверти всех их сотрудников уволили.

Стратегия развития SAS базируется на том, что компания основной упор делает на «органичный рост». Так и будет продолжаться?

В прошлом году мы купили две компании, Teragram и IDeaS. Сейчас мы ведем переговоры о еще нескольких приобретениях. Нет ничего дурного в том, чтобы купить компанию, если это согласуется со стратегией развития и позволяет нам приобрести опыт в тех областях, где у нас такого опыта недостаточно, или позволит расширить наш рынок. Вот почему, когда мы приобретаем компании, то стараемся их модернизировать, а не увольнять людей.

Многие компании говорят о выходе на развивающиеся рынки, такие как Китай и Индия. Что стратегия SAS предусматривает в этом плане?

Мы неплохо работаем в Китае и особенно в Индии, где последние четыре–пять лет ежегодно удваивали свои доходы. Мы прекрасно завершили прошлый год. В нынешнем году вообще во всей Азии темпы роста довольно низки. Нас радует тот факт, что мы открыли три или четыре офиса в Индии и столько же — в Китае. Рост в Индии обусловлен тем, что все больше компаний либо переносят туда центры обработки данных, либо открывают свои собственные, либо прибегают к аутсорсингу. Это очень экономичное место для ведения бизнеса и здесь много умных людей.