Два крупных российских поставщика программного обеспечения, CPS и Softline, провели в марте мероприятия в Санкт-Петербурге, на которых их представители рассказали о том, как в 2009 году могут измениться продажи в Северо-Западном регионе. Ожидания менеджеров этих компаний существенно различаются. Если Softline рассчитывает на увеличение продаж, то CPS, похоже, смирилась с сокращением оборота при неминуемом сжатии рынка.

В конце февраля на подведении итогов прошедшего года всей компании руководство Softline заявило о том, что выручка в 2009 году увеличится на 15% — до 420 млн долл. Однако тогда этот рост связывался с выходом на новые рынки стран СНГ и дальнего зарубежья. Когда же итоги прошедшего года подвело представительство Softline в Северо-Западном федеральном округе (продажи увеличились на 24%), было решено, что продажи должны увеличиться и на Северо-Западе. В ближайшее время Softline откроет новый офис в Мурманске. Кроме того, есть планы по набору сотрудников в уже функционирующих подразделениях Softline в Петербурге, Сыктывкаре, Калининграде и Архангельске.

Впрочем, в региональном офисе Softline не раскрывают даже приблизительные планы и прогнозы на 2009 год. Ирина Климшина, руководитель регионального представительства Axoft в Санкт-Петербурге (этот дистрибьютор программного обеспечения входит в группу Softline), была более конкретна: «Падение рынка продлится еще один-два месяца, а потом начнется подъем».

CPS, как и Softline, в последние годы стала уделять больше внимания рынку Северо-Запада. В октябре 2008 года компания официально открыла петербургское представительство, которое к тому времени уже функционировало около года. За прошедшее с тех пор время планы CPS на 2009 год изменились. Минувшей осенью рост для всей компании ожидался на уровне 10-15%. При этом в Северо-Западном регионе дистрибьютор рассчитывал иметь более высокие показатели. В марте генеральный директор CPS Александр Кузнецов уже говорил о неминуемом сокращении продаж.

«В октябре мы ориентировались на прогнозы правительства, которое тогда рассчитывало бюджет при средней цене на нефть в 95 долл. за баррель. К тому же вендоры настраивали нас на рост. В начале года прогнозы правительства изменились. Потому и мы откорректировали планы», — объяснил Кузнецов. Необходимость корректировки также вызвана реальными показателями продаж в декабре и первые месяцы текущего года. За три месяца, с декабря по март, оборот упал на 25-30%. При этом показатель падения находится в этих пределах по всем вендорам.

Разность взглядов двух компаний на среднесрочную перспективу, впрочем, неудивительна. Во-первых, у них весьма различна структура продаж: у Softline около 50% оборота приходится на продукты Microsoft, а у CPS этот показатель значительно ниже. По словам Климшиной, кризис в меньшей степени повлияет на продажи решений Microsoft, потому что «у них нет альтернативы». Ну и, что существенно, в Softline перенесли начало финансового года на 1 апреля, «удалив» из 2009 года явно неблагополучный первый квартал. Если через месяц-два ситуация на рынке действительно начнет исправляться, то у Softline намного больше шансов оказаться в формальном плюсе.