Ефим Рачевский: «Педагоги предпочитают перенимать успешные практики по внедрению ИТ в образовательный процесс у коллег, а не учиться теории на курсах» Internet, компьютеры и другое современное оборудование появились в большинстве из них. Однако одновременно образовательные учреждения заработали себе большую «головную боль» — как все это богатство использовать? Передовых ИТ-инструментов для изменения содержания образования, очевидно, недостаточно, необходимы методики их применения в образовательном процессе, которые надо создавать и доводить до учителей.

Решение этой проблемы волнует участников научно-практической конференции «Партнерство бизнеса, образования и науки в области ИКТ — инструмент повышения конкурентоспособности российского образования». По словам руководителя проектов в сфере информатизации образования Национального фонда подготовки кадров Светланы Авдеевой, информатизация — важный инструмент повышения конкурентоспособности не только образования, но и страны в целом. Информатизация, в частности, способна помочь учить школьников и студентов так, чтобы работодатели не сетовали впоследствии на их неподготовленность к работе в условиях реальной экономики. Но опять же технологическая поддержка не будет работать, если рядом с учениками нет активного, творческого педагога, мотивированного на применение передовых ИТ-инструментов.

Судя по обсуждениям на конференции, целенаправленной, государственного уровня программы создания методик использования ИКТ в образовании и распространения их среди педагогов не существует. Есть отдельные инициативы российских и западных ИТ-компаний, есть опыт передовых образовательных учреждений. Директор московского Центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский заметил, что для учителей сегодня наиболее ценными становятся «горизонтальные» связи между школами — педагоги предпочитают перенимать успешные практики по внедрению ИТ в образовательный процесс у коллег, а не учиться теории на курсах.

Между тем, как свидетельствует Рачевский, ряд современных технологий действительно меняет учебную среду в школе, стимулируя активную деятельность учеников в противовес пассивному восприятию информации, свойственному традиционной организации учебного процесса.

Директор SMART Technologies в регионе EMEA Фредерик Арнеодо заметил, что в сегодняшней школе учителей можно сравнить с «цифровыми мигрантами» — в мире ИТ они, как правило, чувствуют себя гораздо менее уверенно, чем «цифровые туземцы», их ученики. Технологии помогают устранить это неравенство. Но только при обоюдном желании «мигрантов» учить, а «туземцев» — учиться по-новому.