Юрий Домбровский: «Четверть жителей нашей страны еще никогда не имели собственного мобильного телефона» С самого начала своих операций на российском рынке шведский телекоммуникационный холдинг Tele2 избрал позиционирование как мобильного дискаунтера. Низкие цены на базовые сервисы в сочетании с простой тарифной политикой и в лучшие времена привлекали к себе потенциальных пользователей. Теперь же у дискаунтера появился уникальный шанс, который нельзя упустить.

По итогам прошедшего года принадлежащие «Tele2 Россия» мобильные сети стандарта GSM работали в 17 регионах, а еще в 18 регионах были получены лицензии на оказание услуг. Общая численность населения, проживающего на лицензионной территории, составляет примерно 61 млн. По официальным данным, коэффициент проникновения сотовой связи в целом по стране превысил 100%, однако примерно четверть жителей регионов, по словам председателя правления «Tele2 Россия» Юрия Домбровского, никогда не пользовались мобильным телефоном. Именно на эту категорию прежде всего и нацелены простые и доступные предложения Tele2.

Возможно, некоторые абоненты федеральных сотовых операторов польстятся на более дешевые тарифы, но Домбровский не думает, что в результате произойдет какой-то существенный передел рынка между действующими игроками. В июне 2008 года региональные сотовые компании контролировали 17,2% совокупной абонентской базы. Tele2 обслуживал чуть более трети этих мобильных пользователей (на конец года — 10,4 млн человек).

Компания рассчитывает в ближайшие два года запустить минимум 18 региональных сетей, причем на текущий год запланировано ввести в эксплуатацию до 12 новых фрагментов. Это означает, что инвестиции в инфраструктурное строительство не сократятся, как у большинства российских операторов. В 2009 году «Tele2 Россия» собирается потратить в новых регионах присутствия 142-167 млн долл. на капитальные расходы и 65-90 млн долл. — на поддержку текущей операционной деятельности. Ставится задача выходить на уровень безубыточности в течение трех лет с момента коммерческого запуска сети в каждом регионе.

Доходность бизнеса мобильного дискаунтера, конечно, немного ниже, чем у «федералов», но за счет жесткого контроля над затратами компании удается добиваться неплохих финансовых показателей. Рентабельность по EBITDA (отношение прибыли до уплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и амортизационных отчислений к выручке) составила в 2008 году примерно 30%, в то время как у представителей «большой тройки» она превышает 40%. Зато объем выручки в пересчете на одного сотрудника у «Tele2 Россия» — самый высокий в отрасли, уверяют в компании.

Доход с одного абонента увеличился с 217 руб. в четвертом квартале 2007 года до 231 руб. в конце 2008-го. На прибавке отразились как увеличение объемов услуг, потребляемых абонентами, так и запуск новых технологий мобильной передачи данных (EDGE). Абонентская база «Tele2 Россия» увеличилась за тот же период на 1,858 млн подписчиков.

Компания не строит амбициозных планов покорения Москвы — по крайней мере, не в рамках сегодняшнего поколения технологий связи 2,5G. Однако Домбровский не исключает прихода Tele2 в столицу как виртуального мобильного оператора (MNVO), предоставляющего услуги на базе сетей 3G. Определенные надежды на такой исход вселяет принятие Минкомсвязи в конце прошлого года нормативно-правовых актов, регламентирующих лицензирование MVNO. По словам главы «Tele2 Россия», ему с коллегами удалось ознакомить министра Игоря Щеголева с позитивным опытом применения такой модели в Швеции, где две крупнейшие телекоммуникационные компании, Tele2 и Telia, совместно построили базовую сеть UMTS и теперь обслуживаются в ней как виртуальные операторы.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF