Принимая решение о создании собственной розничной сети, Microsoft ставит целью изменить подход к продажам ПК и свое участие в этом процессеРешение Microsoft открыть собственные магазины розничной торговли — просчитанный риск, который, скорее всего, окажется серьезнее для нее, чем для Apple, предпринявшей аналогичный шаг восемь лет назад.

Корпорация не сообщает никаких подробностей относительно планов, касающихся розничной торговой сети, и не объявляет даже, где именно будет открыт ее первый магазин. Из сообщения для прессы известно только, что Microsoft хочет изменить подход к продажам ПК и собственное участие в этом процессе. И именно этим объясняется прием Дэвида Портера, бывшего члена правления Dreamworks, до того значительную часть своей карьеры проработавшего в Wal-Mart, на должность корпоративного вице-президента только что образованного подразделения Retail Stores.

Хорошо известно, что большую часть своих доходов Microsoft получает от продажи программного обеспечения корпоративному сектору, но она все активнее дополняет свой портфель продуктами, ориентированными на индивидуальных потребителей, такими как Xbox 360 и цифровой медиаплеер Zune.

Однако ее самый популярный продукт, операционная система Windows, продается главным образом по OEM-контрактам, а не напрямую покупателям. То же самое касается и операционной системы Windows Mobile, которая устанавливается на смартфоны, продаваемые либо в магазинах бытовой электроники, либо в офисах операторов беспроводной связи.

Безусловно, создание розничной сети — серьезный шаг для Microsoft, поскольку она не может, как Apple, заполнить магазины только своими продуктами и, по замечанию аналитика компании Directions on Microsoft Мэтта Рософфа, будет вынуждена предлагать также решения своих партнеров.

Тем не менее Microsoft сможет использовать свои розничные магазины для контроля над аппаратными спецификациями для Windows 7, следующей версии своей клиентской операционной системы, реализуя стратегию, аналогичную той, которую она применяет при организации розничных продаж Windows Vista.

В рамках прошлогодней кампании по маркетингу Windows Vista, обошедшейся Microsoft в многие миллионы долларов, корпорация открывала «магазин в магазине» в пунктах розничной торговли своих партнеров и требовала, чтобы производители, желавшие торговать в данном магазине, предоставляли компьютеры, соответствующие установленным ею спецификациям на ПК с Windows Vista.

«В Microsoft говорили производителям, что, если те хотят реализовывать персональные компьютеры в данном магазине, то машины эти должны обладать определенными техническими возможностями», — сказал Рософф.

Он считает, что Microsoft, открывая собственные магазины розничной торговли, может попытаться применить ту же тактику в отношении будущих ПК, чтобы жестко отслеживать определенный уровень качества машин с Windows 7 и других потребительских, использующих технологии Microsoft продуктов, продаваемых в таких магазинах.

В решении Microsoft открыть сеть магазинов нет ничего удивительного, поскольку корпорация предпринимала такие попытки и раньше. В 1999 году Microsoft открыла магазин по торговле мобильными устройствами с Windows и сокращенными версиями программного обеспечения в развлекательном и торговом комплексе Sony Metreon в Сан-Франциско. Однако в 2001 году этот магазин был закрыт, а недавно о закрытии своих магазинов Playstation и Style в том же самом комплексе из-за серьезных финансовых трудностей объявила и Sony.

Эти события свидетельствуют еще об одной проблеме, с которой столкнется Microsoft, — глобальный экономический спад создает трудные условия для новых компаний. Однако Рософф считает, что Microsoft, вероятно, откроет свой первый магазин не раньше чем через два года, а к тому времени бизнес-климат может улучшиться.

Более того, несмотря на то что и на самой Microsoft начал сказываться кризис (корпорации не удалось добиться ожидаемого уровня дохода во втором квартале 2009 финансового года), у нее еще, по словам Рософфа, остается немало денег. «Если дела идут, и у вас есть возможности, вы захотите развиваться и в трудные времена», — заметил он.

Тем не менее бизнес Microsoft всегда строился вокруг ее партнеров, в том числе сетей розничной торговли, распространяющих многие из ее продуктов, и в силу этого потребители необязательно поспешат в магазины Microsoft так, как они спешили в магазины Apple, единственное место, где можно найти большинство продуктов Apple.

Что же касается продуктов Microsoft, то рынок насыщен ими и найти магазин, который их продает, не очень сложно. Карабелли сказал, что он предпочтет пойти в ближайший магазин, вне зависимости от того, принадлежит он Microsoft или нет, чтобы приобрести то, что ему нужно.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF