По словам Игоря Реморенко, хотя российское образование еще не столь технологично, как западное, но прогресс налицоГлавной темой девятой научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании. Комплексная модернизация процесса обучения и управления образовательными учреждениями с использованием технологий ‘1С’», прошедшей в Москве в начале февраля, был объявлен переход на двухуровневое образование (бакалавриат и магистратура). Участники конференции не обошли вниманием и другие наболевшие вопросы.

Из выступления директора Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Игоря Реморенко явствовало, что хотя российское образование еще не столь технологично, как западное, но прогресс налицо.

Например, за три года число компьютеров на школьника сократилось с 48 до 20, а доля школьных учителей, владеющих компьютером, увеличилась с 31 до 41%.

Кроме того, Минобразования внесло на утверждение в Министерство здравоохранения и социального развития квалификационные характеристики, в которых обязательным требованием к каждому преподавателю является владение ПК. А так как в компьютерной грамотности учащиеся до сих пор могут дать фору собственным преподавателям, планируется стимулировать обмен опытом в преподавательских сообществах, в том числе через создание системы специализированных социальных сетей.

Наиболее активное проникновение информационных технологий Реморенко предвидит в системе дошкольного образования, уже сейчас обрастающей всевозможными дополнительными сервисами. Положительная динамика заметна и в среднем — в несколько раз возросла востребованность очно-заочных и заочных курсов со стороны школьников, а учителя начинают использовать на уроках не только готовые программные продукты, но и разработки коллег.

Это, по словам Реморенко, создает спрос на специальные «конструкторы» для создания образовательных ресурсов.

Вслед за пленарной частью состоялась демонстрация новых решений «1С». В первую очередь речь шла о системах «1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8», «1С:Бухгалтерия автономного учреждения 8» и «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8», решение о выпуске которых фирма приняла, исходя из сравнительной устойчивости бюджетников к кризисным явлениям.

Также «1С» представила продукт для управления документами «1С:Архив 8» на платформе «1С: Предприятие 8. Управляемое приложение» («Будущее по 1С», Computerworld Россия, № 26, 2008).

Среди особенностей нового «Архива» — использование Web-браузера и поддержка распределенной архитектуры. Финальная версия «Управляемого приложения», а с ним и «1С:Архива 8», появится в текущем квартале.

Директор «1С» Борис Нуралиев не упустил возможности отметить, что для компании и ее франчайзи образовательная среда до сих пор является основным источником кадров, крайне необходимых и во время кризиса. Слушателей призвали предлагать студентам готовить дипломные работы на основе продуктов «1С». Кроме того, к конференции приурочили официальное награждение победителей первого конкурса дипломных проектов, прошедшего в 2008 году.

На конкурс было представлено 150 работ. Первое место занял проект Максима Солдатова из Астраханского государственного технического университета по теме «Информационная система учета художественных ценностей в Астраханской государственной картинной галерее», выполненный под руководством Ирины Квятковской. И студент, и руководитель получили по 100 тыс. руб.

И конечно, немало выступлений было посвящено главной теме конференции — грядущему в 2010 году переходу на двухуровневую систему образования. Многие все еще опасаются, что из бакалавров выйдут «недоучки». Заведующий кафедрой информационных технологий Финансовой академии при Правительстве РФ Дмитрий Чистов, в частности, выразил недовольство тем, что в новом образовательном стандарте для бакалавров-экономистов нет ни единого упоминания об ИТ. Зато он напомнил, что стандарты третьего поколения предусматривают и вариативную часть, которую вузы могут наполнить по собственному усмотрению.

В связи с образовательными стандартами речь зашла и о стандартах профессиональных («Учить по стандарту», Computerworld Россия, № 2, 2008). Сейчас готовится вторая редакция профстандартов, а интерес к ним проявили не только вузы, но и среднеспециальные учебные заведения.

Например, «1С» провела рецензирование квалификационных характеристик профессиональной деятельности по специальностям «Информационные системы» и «Компьютерные сети» в Московском государственном колледже информационных технологий, а также концепции интегрированной профессиональной образовательной программы по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» в Колледже предпринимательства № 11. В основу всех трех специальностей лег профстандарт «Специалист по информационным системам».