Игорь Щеголев: «Мы будем поддерживать в первую очередь тех, кто работает на конечных пользователей, а не только на свою собственную капитализацию»Выступая 10 февраля на открытии конференции «Телекоммуникационная отрасль в условиях мирового финансового кризиса», министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев заявил о необходимости сконцентрировать внимание на сохранении доступности услуг связи для массовых потребителей. «Мы будем поддерживать в первую очередь тех, кто работает на конечных пользователей, а не только на свою собственную капитализацию», — подчеркнул он. В условиях, когда все отечественные предприятия решают задачи экономии затрат и оптимизации расходов, министр находит также целесообразным введение более гибкой тарифной политики.

Оценивая ситуацию, директор по развитию компании «Коминфо Консалтинг» Евгений Соломатин отметил, что операторы, обладающие территориально развитой инфраструктурой, сумевшие сформировать клиентскую базу и вышедшие на уровень операционной окупаемости бизнеса, получают во время кризиса заметные конкурентные преимущества.

Из-за снижения платежеспособного спроса потребители уменьшают расходы на телекоммуникационные услуги, но не отказываются от них. Вместе с тем, по данным опроса средних и малых компаний, проведенного недавно «Коминфо Консалтинг», спрос по отдельным категориям предприятий может сократиться на 30-40%.

Аналитики КОМКОН полагают, что мобильная связь вошла в нашей стране в группу продуктов и услуг первой необходимости, в потреблении которых не следует ожидать значительного спада. По оценкам МТС, в 2009 году объем рынка мобильной связи уменьшится всего на 10%.

По прогнозам «Коминфо», в мобильной связи возможно изменение структуры продаж за счет сокращения доходов операторов от различных видов роуминга — от 15 до 35% в зависимости от рыночного сегмента. В крупных городах не должно быть значительного спада в длительности телефонных переговоров в пересчете на одного абонента. Однако в небольших городах уже в текущем году можно ожидать уменьшения этого показателя почти на треть и снижения средней выручки на одного пользователя до 25%.

В сфере розничных продаж мобильных телефонов возможна дальнейшая консолидация рынка, рост сегмента вторичных продаж, исчезновение продуктов с непопулярными торговыми марками.

Президент «Комстар-ОТС» Сергей Приданцев считает, что в сложившихся экономических условиях фиксированная телефонная связь приобретает весьма важное значение; на это указывает, в частности, существенный рост спроса на установку телефонов в последнем квартале 2008 года.

В сфере услуг широкополосного доступа конкурентные преимущества должны получить те операторы, которые уже обладают хорошо организованным бизнесом и развитыми региональными сетями. Небольшие операторские компании почти наверняка покинут этот рынок. Слияния и поглощения должны способствовать консолидации и уменьшению конкуренции в данном сегменте.

Весьма любопытны мнения о состоянии телекоммуникационного рынка, которыми поделились в преддверии конференции с «Коминфо Консалтинг» руководители операторских компаний. Почти половина из них считают позитивными перспективы отрасли, и только 9% в своих оценках весьма пессимистичны. Вероятно поэтому сокращения рабочих мест, согласно приведенным участниками опроса данным, в наименьшей степени затрагивают ИТ-персонал, специалистов по эксплуатации сетей, а также по продажам и обслуживанию. Фактором, имеющим наиболее отрицательное влияние на состояние отрасли, становится, по оценкам респондентов, девальвация рубля, а меньше всего их волнуют пробелы в законодательстве, поскольку планируемые изменения носят слишком долгосрочный характер.

В кризисной ситуации можно ожидать снижения операторами капитальных расходов, необходимых для развития инфраструктуры и бизнеса, включая финансирование услуг на основе перспективных, но еще коммерчески не востребованных технологий. Однако сокращение бюджетов частично будет компенсировано уменьшением затрат на аренду, строительные работы, оплату труда и ряд других статей.

По мнению ведущих участников рынка, несмотря на намечающиеся новые перспективы развития, «на плаву» останутся лишь те, чей бизнес организован эффективно.

«Если начнут умирать небольшие компании, то следует предусмотреть механизм ‘обременения’ крупных операторов их абонентами», — считает заместитель министра Наум Мардер.

И это не единственная проблема. Назрела необходимость внести изменения в закон «О связи», требует решения вопрос недискриминационного доступа к инфраструктуре, остаются спорные места в антимонопольном законодательстве. В условиях, когда конечная точка падения, возможно, еще не пройдена, от решения этих вопросов во многом зависит стабильность телекоммуникационной отрасли.