По словам Стивена Сэвиджа, в CA разделяют функции выработки политик и исполнения, чтобы менеджеры избегали соблазна упростить себе работуОсобенность производителей ПО, как отметил в беседе с обозревателем Computerworld Россия ИТ-директор CA Стивен Сэвидж, заключается в том, что они стремятся использовать программы собственной разработки. Более чем за тридцать лет своего существования CA приобрела свыше 100 компаний, которые также занимались созданием ПО. В итоге корпорация использует сейчас около 900 собственных приложений (по словам Сэвиджа, их число планируется сократить примерно до 500). Легко представить себе сложность ее ИТ-инфраструктуры, если учесть, что она содержит четыре центра обработки данных, несколько мэйнфреймов, 2 тыс. серверов, 40 тыс. сетевых устройств и 27 тыс. компьютеров. Все это распределено по 135 офисам. «Многие из наших разработчиков имеют два, три, иногда четыре компьютера, — пояснил Сэвидж. — Им нужны различные среды для разработки, своего рода игровые площадки».

Таким образом, само устройство CA делает ее превосходным полигоном для создания и отладки средств унификации и упрощения процесса управления ИТ-инфраструктурами, что является основным профилем корпорации.

Генеральный директор CA Джон Суэйнсон в своей речи на конференции CA World 2008 назвал сложность фундаментальной проблемой, стоящей перед индустрией ИТ, и главным препятствием, мешающим повысить отдачу от информационных технологий. Он подчеркнул, что проблема не только не разрешается, но возрастает, по мере того как предлагаемые инновации дополнительно усложняют и без того далеко непростые ИТ-среды.

Три года назад CA представила свою концепцию управления корпоративной ИТ-средой EITM (Enterprise IT Management). Корпорация выделяет в ней три основные функции: govern, manage и secure, что принято переводить на русский как «руководить», «управлять» и «защищать». Но в чем разница между «руководить» и «управлять»?

Как пояснил Сэвидж, «руководство» подразумевает выработку политики, генеральной линии поведения. «Управление» же в интерпретации CA относится к исполнительской части. В корпорации предпочитают разделять эти функции, чтобы не поручать, как выразился Сэвидж, лисе стеречь курятник. Менеджеры не должны оказываться перед соблазном ставить самим себе удобные задачи.

CA развивает все три перечисленные направления EITM, и обновления в виде продуктов и услуг, о которых было объявлено на CA World 2008, коснулись каждого из них.

Во-первых, корпорация расширила ассортимент сервисов «по требованию», предложив сразу три новых онлайновых сервиса. Это сервис управления проектами и портфелями CA Clarity PPM On Demand, сервис управления рисками и обеспечения соответствия нормативным требованиям CA Governance, Risk and Compliance Manager On Demand, а также сервис CA Instant Recovery On Demand, который обеспечивает непрерывность деятельности и аварийное восстановление за счет онлайновой репликации данных и автоматической передачи нагрузки в случае сбоя защищаемого приложения в «облачные» центры CA. Главное ограничение для онлайновой репликации — пропускная способность каналов передачи данных, но этот сервис рассчитан на организации с числом сотрудников до 1000 человек. Естественный вопрос для клиентов: как перенос программы к провайдеру сказывается на ее функциональности? Генеральный менеджер нового подразделения CA On Demand Юлес Эрлих не стал вдаваться в подробности относительно Instant Revovery On Demand, заметив лишь, что его пользователям доступно множество настроек. Что касается Clarity PPM On Demand и GRC Manager On Demand, то заказчики могут конфигурировать эти программы, как если бы те были установлены на их собственных серверах, за исключением одного — запрещена непосредственная модификация базы данных.

Эрлих подчеркнул, сославшись на IDC, что затраты компаний на SaaS растут вчетверо большими темпами, чем на приложения вообще, и добавил, что уже более тысячи клиентов CA прибегают к предлагаемым ею сервисам «по требованию». Активность CA в отношении «облачных» сервисов выражается не только в предложении сервисов, но и в адаптации продуктов для «облачных» инфраструктур. В ходе конференции было объявлено, что теперь продукт CA Data Center Automation Manager позволяет выполнять мониторинг, управление выделением ресурсов, производительностью и уровнями сервиса для смешанных сред, часть из которых размещена на территории клиента, а часть у провайдера, что в итоге ускоряет развертывание сервисов «в облаке».

Пакет Clarity PPM 12 содержит ряд важных нововведений. Во-первых, добавлена функция планирования требований: можно собирать требования бизнес-пользователей, учитывать их приоритеты, транслировать их в соответствующие ИТ-решения и помещать в дорожные карты развития продуктов, а также отслеживать ход удовлетворения этих пожеланий на всем протяжении жизненного цикла проекта. Таким образом, сокращается разрыв между стратегическим планированием и выполнением проекта. Во-вторых, обеспечена интеграция с инструментом совместной работы Microsoft SharePoint и инструментами аналитики и отчетности Business Objects, что позволяет, с одной стороны, всем заинтересованным лицам, включая проектных менеджеров и ИТ-руководителей, работать над проектными документами в привычной среде, с другой — получать аналитические отчеты на основе данных Clarity PPM (несколько сконфигурированных для Business Objects отчетов входит в комплект поставки). В-третьих, в пакет включены модули, облегчающие его использование за пределами ИТ-департамента, в частности при разработке новых продуктов и управлении портфелями продуктов.

На декабрь запланирован выпуск системы CA Service Desk Manager 12, которая объединит в себе множество функций, традиционно предлагавшихся в составе отдельных продуктов. Помимо базовой функциональности службы поддержки пользователей, включающей управление инцидентами и проблемами, это управление изменениями, ведение конфигурационной базы данных, составление карт зависимости приложений, управление знаниями о сервисах, бизнес-аналитика и др. Пользовательский интерфейс Service Desk Manager соответствует схеме ролей, определяемой третьей версией библиотеки ITIL. Новая версия базы данных управления конфигурациями CA CMDB 12, которую планируется поставлять как отдельно, так и в составе Service Desk Manager, имеет систему многоуровневой визуализации, позволяющей, используя фильтры, быстро определять возможные последствия тех или иных изменений конфигураций информационных систем, а также помогающей находить первопричины снижения производительности и доступности сервисов. Поддержка федеративных систем и спецификации CMDBf позволяет сформировать целостное представление о конфигурации компонентов, включая физические и виртуальные серверы, как для мэйнфреймов, так и для распределенных вычислительных сред.

Портфель средств управления идентификацией и доступом будет расширен продуктом CA Federation Manager, который заместит CA SiteMinder Federation Security Services, обеспечивая более быстрое создание федеративных систем, объединяющих ресурсы различных организаций. Federation Manager позволяет обеспечить пользователям легкий доступ к данным и приложениям компаний-партнеров, что бывает необходимо при аутсорсинге приложений, использовании сервисов «в облаке» и других схем взаимодействия на основе электронного обмена данными. Он может работать в режиме как поставщика удостоверений, так и сервис-провайдера, поддерживает различные стандарты федеративного взаимодействия, включая SAML и WS-Federation, и поддерживает процедуру однократного входа.