Computerworld, США

Компания Motorola объявила о радикальных переменах в своем бизнесе по выпуску мобильных телефонов. В начале предстоящего года новых моделей телефонов будет меньше, но к рождественскому сезону 2009 года компания намерена выпустить свой первый смартфон на базе Android.

О сокращении штатов в компании не говорят, но планы предусматривают снижение общих затрат в 2009 году на 800 млн долл., причем 600 млн из них придется на долю подразделения по производству мобильных телефонов. Отделение бизнеса мобильных телефонов в новую компанию все еще на повестке дня, но отложено на 2009 год из-за неблагоприятного климата в мировой экономике.

Возглавивший несколько месяцев назад подразделение мобильных устройств Motorola Mobile Devices Санджай Джа заявил, что компания больше не будет разрабатывать телефоны на базе Symbian и некоторых других платформ, но на устройствах верхнего уровня продолжит ставить Windows Mobile, а на начальном уровне — свою собственную операционную систему P2K. Нишу среднего уровня, где Motorola до сих пор выступала не очень удачно, займет телефон на базе Android.

Motorola планирует тесно сотрудничать со специалистами по Android из Google; за это будет отвечать коллектив разработчиков в Калифорнии. Motorola откроет и офис в Сиэтле, где будут налаживаться контакты с инженерами Microsoft по вопросам разработки телефонов на базе Windows Mobile 6.5, выход которых запланирован на середину 2009 года.

В ответ на вопросы аналитиков во время пресс-конференции, посвященной итогам третьего квартала, Джа заявил, что телефоны Motorola будут выделяться на фоне других, несмотря даже на то, что у компании нет собственной развитой операционной системы, как у Research in Motion, производящей BlackBerry, и Apple, выпускающей iPhone.

«Можно обеспечить дифференциацию продукта, и не владея платформой», — заявил Джа. Созданию уникальных устройств поможет давний опыт использования компанией в разработке приложений на платформе Linux/Java, добавил он.

Главный аналитик фирмы J. Gold Associates Джек Голд считает, что дифференциация продуктов для Motorola важнее всего.

«Мало просто выпустить телефон на базе Android. Нужно, чтобы это было привлекательное устройство, которое пользователи захотят купить, а не просто аппарат, конкурентоспособный по цене, — пояснил он. — Разумеется, конкуренты — Nokia, Apple, Samsung, RIM и HTC тоже не сидят на месте. Пока неясно, удастся ли Motorola отвоевать долю рынка, которая когда-то ей принадлежала, с помощью выпуска привлекательных устройств премиум-класса, а не массового спроса».

По мнению Джа, дизайнеры мобильных телефонов и инженеры Motorola добились «больших успехов в ограниченной области», но наличие полного набора сервисов и пользовательский интерфейс приобретают все большее значение.

Даже Windows Mobile, считает он, не достигла того уровня взаимодействия с пользователем, на который сумела выйти Apple со своим iPhone. Но в Windows Mobile версий 6.5 и 7.0 добавлены важные новые функции, и это, по его прогнозам, сыграет свою роль.

«Выбранные нами платформы будут в состоянии обеспечить лучшую производительность и взаимодействие с пользователем. Группы в Калифорнии и Сиэтле будут работать над этим. Здесь мы должны выделить себя. Наши конкуренты справились с этим лучше. Мы признаем это и концентрируем на этом силы», — заявил Джа.

В конце октября в The Wall Street Journal появилась статья, где со ссылкой на анонимные источники сообщалось, что в Motorola планируют полностью отказаться от четырех платформ и десятков моделей разрабатываемых аппаратов, что приведет к тысячам увольнений. Но Джа и президент Motorola Грег Браун об этом ничего не говорили. По поводу плана выпуска новых моделей телефонов в первой половине 2009 года Джа сказал лишь, что он будет «сокращен», но насколько именно, неизвестно.

Продажи за третий квартал составили около 7,5 млрд долл., это ниже, чем 8,8 млрд долл. за аналогичный период прошлого года.

Хуже всего сработало именно подразделение мобильных устройств. Его продажи составили 3,1 млрд долл., что на 31% ниже, чем год назад. Снижение произошло, несмотря на выпуск 16 новых устройств и высокие показатели продаж в количественном выражении (25,4 млн).

Два других подразделения Motorola в сравнении с этим выглядят лучше. Продажи в подразделении Motorola Home and Networks Mobility упали лишь на 1% по сравнению с прошлым годом и составили 2,4 млрд долл. Зато прибыли увеличились на 65%.

Подразделение Motorola Enterprise Mobility Solutions сработало еще лучше: продажи выросли на 4%, до 2 млрд долл., а прибыли выросли на 23%.

Корпоративный сектор бизнеса Motorola, по словам Голда, выглядит неплохо, особенно в подразделении Symbol, которое производит устройства повышенной надежности и аппаратуру Wi-Fi. Сектор WiMAX тоже должен подняться в будущем году, когда крупные операторы наподобие Clearwire и Sprint Nextel запустят больше сетей на базе этой технологии на рынках разных стран, считает он.

«В целом история Motorola — это как история о двух городах. Для корпоративного и инфраструктурного сектора времена хорошие, а для мобильных устройств — плохие, — заключил Голд. — Смогут ли они улучшить работу отделения мобильных устройств, которое намеревались продать или отделить в самостоятельную компанию? Это большой вопрос».

Купить номер с этой статьей в PDF