Александр Кузнецов:? «Некоторые компьютерные магазины все еще приходится уговаривать торговать программами»На ежегодном партнерском семинаре CPS Александр Кузнецов, генеральный директор компании, специализирующейся на дистрибуции программных продуктов, рассказал о динамике бизнеса, развитии розничного рынка и ожиданиях, связанных с отменой НДС. По его словам, за последний год самыми высокими темпами у компании росли продажи программного обеспечения для работы с мультимедиа и графикой. Несколько медленнее увеличивались темпы продаж программных средств обеспечения ИТ-безопасности. Высокий рост компания отмечает также в сегменте средств автоматизированного проектирования. По мнению Кузнецова, одним из факторов роста является резкое увеличение предложения программ магазинами розничной торговли, в которых в первую очередь представлено антивирусное и мультимедийное ПО. Впрочем, некоторые компьютерные магазины все еще приходится уговаривать торговать программами — при том, что прибыльность соответствующего бизнеса превосходит прибыльность торговли техникой.

Кузнецов отметил некоторое снижение активности правоохранительных органов в части надзора за соблюдением прав на использование интеллектуальной собственности. Впрочем, по его мнению, даже если вопросами стимулирования легализации никто не будет заниматься, все равно люди придут к тому, что необходимо легализоваться — «просто потому, что бизнес начинает работать цивилизованно».

Число партнеров CPS, по словам Кузнецова, превышает 1700, в том числе более 600 из них делают закупки не реже раза в месяц (их компания называет постоянными). С последней категорией компания работает большей частью на основе дилерских соглашений. Особняком стоят такие структуры, как Media Markt, во многом самостоятельно определяющие условия работы: «Media Markt — такой монстр, который сам пытается регулировать цены. Он может на две недели, например, сбросить цену на любой товар чуть ли не вдвое, торгуя в минус, и вендор на это спокойно реагирует».

В CPS делят поставляемое компанией программные продукты на четыре категории: средства обеспечения информационной безопасности; офисные программы и средства разработки; средства автоматизированного проектирования; средства для работы с графикой и мультимедиа. Оценивая прочность позиций своей компании в этих категориях, Кузнецов подчеркнул, что у нее больше всего эксклюзивных контрактов именно в части мультимедиа: CPS владеет исключительными правами на дистрибуцию продуктов Nero, Roxio и Sony Software. Также Кузнецов отметил наличие у CPS контрактов на техническую поддержку с Corel и Nero.

В ответ на вопрос о возможных проблемах, связанных с освобождением части лицензий на ПО от обложения налогом на добавленную стоимость, Кузнецов заявил, что «по большому счету еще никто этого не касался». По его мнению, вопросы начнут возникать тогда, когда налоговые инспекции рассмотрят отчетность за второй квартал.

«Когда налоговые органы увидят, что им стали платить меньше денег, что будет — неизвестно», — считает он. А одной из причин отмены налога стало желание контролирующих органов повысить прозрачность поставок из-за рубежа: без контракта с поставщиком нельзя передать права.

«Я, честно говоря, сомневаюсь, что данный закон был сделан для того, чтобы позаботиться о конечном пользователе, который якобы станет платить на 20% меньше. Никто не даст ему платить на 20% меньше. Цены на софт не упали», — заявил Кузнецов.