Фиксированные сети WiMAX заняли свою нишу, и дальнейшее их развитие уже не так стремительно, как раньше, большие надежды возлагаются на мобильный WiMAX. Но это несколько иная ниша, где основными потребителями будут уже не высокодоходные корпоративные пользователи, а индивидуальные пользователи, для которых требуются другие подходы и другие бизнес-модели. Что делать в такой ситуации компаниям-операторам фиксированного широкополосного беспроводного доступа, — это был один из главных вопросов на конференции.

По словам Константина Анкилова, аналитика iKS Consulting, инвестиции в технологию продолжают нарастать, в мире действует более 300 операторов в более чем 100 странах, на начало 2008 года насчитывалось 1,7 млн пользователей широкополосного беспроводного доступа, из которых более трети (0,7 млн) используют технологию WiMAX. Объем рынка сертифицированного WiMAX Forum оборудования составил 0,17 млрд долл. В 2009 году ожидается рост количества пользователей до 7 млн, в 2014-м — до 100 млн, причем половина этого роста придется на страны Азии.

Наиболее «продвинутой» с точки зрения мобильного WiMAX является Южная Корея, где к концу года ожидается 350 тыс. пользователей, причем стоимость безлимитного доступа составляет 24 долл./мес. В сетях HSDPA тарифы намного выше, там нет безлимитных подключений, а стоимость базового пакета — около 43 долл. В США вот-вот должен стартовать проект Sprint-Nextel, о котором давно много сказано, но который так еще и не начал коммерческую деятельность. За время своего выхода на биржу компания подешевела в три раза, но это связано не только с трудностями запуска сети, но и с общей экономической ситуацией в стране.

В России также объявлено о масштабных проектах в сфере мобильного WiMAX. Недавно был представлен в опытной эксплуатации проект компании «Скартел» (сеть Yota), в следующем году должна начаться коммерческая эксплуатация, при этом абонентам будет предложен безлимитный доступ в Internet по цене 1400 руб. в месяц на скорости до 10 Мбит/с. Общие инвестиции в проект составляют 300 млн долл., из которых 200 млн уже освоено. Стоимость абонентского оборудования, которое поступит в продажу в конце ноября, будет составлять 4-5 тыс. руб.

На разных этапах эксплуатации находятся более 20 сетей широкополосного беспроводного доступа. Ряд операторов, в том числе такие крупные, как «Энфорта», иcпользуют как стандартные, так и фирменные решения производителей, поэтому выделить количество пользователей технологии WiMAX достаточно сложно. У «Энфорты» более 23 тыс. корпоративных клиентов в 55 городах, ежемесячно подключается более 1600 корпоративных клиентов и 800 физических лиц (последних у компании около 9 тыс).

Многие производители умерили пыл в сертификации своих продуктов в лабораториях WiMAX Forum и продолжают выпускать «достандартное» оборудование, которое по-прежнему пользуется спросом.

Как заявил директор по развитию бизнеса Infinet Wireless Юрий Писарев, его компания «заморозила» все новые разработки по технологии фиксированного WiMAX и продолжает совершенствовать существующие продукты SkyMAN/Revolution.

Компания DreamAccess представила недорогой комплект пользовательского оборудования для фиксированного широкополосного беспроводного доступа (около 7 тыс. руб. за абонентскую станцию и около 30 тыс. — за базовую) с относительно простой процедурой настройки и монтажа. Это коробочное решение, по словам генерального директора DreamAccess Николая Гузакова, с помощью специальных индикаторов на корпусе антенны может установить сам конечный пользователь без помощи квалифицированного специалиста. Пропускная способность базовой станции при этом достигает 26 Мбит/с, а дальность действия — до 15 км.

Перспективны также разработки радиомостов, которые с помощью технологии MIMO обеспечивают пропускную способность до 300 Мбит/с на расстоянии до 15 км.

По мнению Станислава Рыбалко, руководителя направления беспроводных технологий компании CompTek, наиболее перспективные рынки для существующих операторов широкополосного беспроводного доступа в ближайшей перспективе — это государственные проекты и внедрение в частный сектор (коттеджные поселки), повышение скорости передачи и качества услуг, а также осваивание новых частотных диапазонов, в частности 6 ГГц.

Он считает неправильным путем сдачу позиций перед бурно развивающимися сетями мобильного WiMAX и продажу бизнеса более крупным компаниям, хотя этот процесс и довольно заметен. По его мнению, нужно сделать заметный рывок в ближайшие год-два, покуда в возможных точках получения прибыли не появились оптика и сети третьего поколения.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF