Одним из пионеров платных услуг Wi-Fi была популярная в ряде западных стран сеть кофеен StarbucksВ последние годы происходит взрывной рост количества точек доступа Wi-Fi. Оценки общемирового числа точек в настоящее время колеблются от 33 до 250 тыс. (Дело в том, что и сами провайдеры не всегда точно знают, сколько точек доступа у них работает, поясняют аналитики.)

Клиенты продолжают нагнетать спрос и теперь уже хотят, чтобы возможности беспроводного доступа к сети были реализованы везде — от ресторанов до аэропортов, гостиниц и больниц.

Но, помимо самой возможности доступа, клиенты стали требовать, чтобы он был бесплатным. Согласно результатам опроса, проведенного недавно компанией In-Stat, почти половина опрошенных заявляют, что готовы пользоваться только бесплатными точками доступа Wi-Fi. И цена — это только одна из причин, отмечает старший аналитик In-Stat Дэрил Скулар. Клиенты не хотят платить за такой сервис еще и потому, что не видят в нем достоинств.

«Надо платить определенную сумму за каждый сеанс работы, а пользоваться им можно только в нескольких предусмотренных местах», — пишет он.

Кроме того, добавляет аналитик, распространение бесплатных точек доступа тоже осложняет задачу взимания с людей денег.

Таким образом, нет ничего удивительного в том, что данные исследований In-Stat показывают отставание роста доходов с платных точек доступа от общего роста использования Wi-Fi.

«Взрывной рост числа бесплатных точек определяет ситуацию на рынке, — поясняет Скулар. — Wi-Fi распространяется, как сорняк, появляется там, где его никак не ждешь».

Поскольку рынок требует бесплатных услуг Wi-Fi, операторам точек доступа приходится искать другие методы получения доходов, подчеркивает Скулар.

Операторы начали объединять предоставление беспроводного доступа с другими услугами — например, с фиксированным и мобильным широкополосным доступом, говорится в отчете In-Stat. Таким образом, потребители получают беспроводной доступ без отдельной платы, а операторы компенсируют это, включая стоимость обслуживания в пакет услуг, за который клиенты готовы платить.

В хорошо контролируемых условиях — аэропортах, гостиницах — получать деньги за беспроводной доступ легче.

Другие взимают плату за Wi-Fi просто потому, что такова их бизнес-модель. «Им трудно просто так взять и отказаться от потока денег, даже если он иссякает», — утверждает Скулар.

Сокращение доходов с точек доступа в США должно начаться уже в 2010 году, а с 2012 года — и во всем мире, полагает Скулар.

«Американский рынок более конкурентный, на нем много бесплатных точек. Кроме того, повсюду развертываются сотовые системы передачи данных и WiMAX», — добавил он.