«Web 2.0 — уже достояние истории», — считает Мария Парди, президент BT Design, подразделения компании British Telecom, занимающегося проектированием и глобальной доставкой ИТ-сервисов.

Это неожиданное заявление прозвучало в ходе ее выступления на ежегодной конференции CIO Symposium, организуемой Массачусетским технологическим институтом. С этим провокационным, по своей сути, высказыванием тем не менее согласилось большинство ее коллег, присутствовавших на конференции.

«В перспективе все будет определяться эффективностью обмена данными и возможностью установления доверительных отношений с людьми вне пределов предприятия», — подчеркнула Парди.

Участники дискуссии, развернувшейся на конференции, отметили появление целого спектра самых разнородных технологий, скрывающихся за расхожим термином «Web 2.0», и необходимость оценить их потенциал для корпоративного сектора.

Диапазон соответствующих технологий простирается в достаточно широких пределах, начиная с Web-сервисов, опирающихся на XML протоколов и сервис-ориентированных архитектур (Service-Oriented Architecture, SOA) и заканчивая средствами wiki и каналами RSS, новыми формами организации сотрудничества и социальными сетями, а также инфраструктурой вычислений «в облаке» (cloud computing), поддерживающей все это. По оценкам аналитиков, общий оборот рынка указанных технологий к 2013 году достигнет 4,6 млрд долл.

Для Парди и ее коллег, принимавших участие в конференции, многие из этих технологий уже сегодня формируют весьма существенную часть корпоративного ИТ-ландшафта. Взрывной рост социальных сетей и усиление их влияния на организации и бизнес-процессы (в частности, на взаимоотношения с поставщиками и клиентами) является свидетельством того, что идеи, положенные в основу Web 2.0, уже начали порождать новые формы ведения бизнеса.

Сила сотрудничества

«Сегодня Web 2.0 представляет собой совокупность инструментов, способных поддерживать контакты и обмениваться информацией друг с другом, — отметил директор группы ИТ-услуг Северо-Восточного университета Ричард Микул. — Реальная их сила заключается в динамически и автоматически организуемой совместной работе с информацией и формировании на этой основе новых ресурсов».

При этом совместное использование информации переносится на более высокий уровень абстракции. Такого мнения придерживается Майк Уиллис, консультант компании PricewaterhouseCoopers и председатель совета организации XBRL International, которая занимается продвижением стандарта Web 2.0 eXtensible Business Reporting Language, упрощающего для предприятий формирование финансовых отчетов.

Благодаря XRBL финансовые аналитики значительно наращивают свой потенциал, выходя далеко за рамки простого доступа и совместного использования необработанных данных. У них появляется возможность поделиться с коллегами математическими моделями обработки финансовых данных, развивая и шаг за шагом совершенствуя их.

 Сегодня Web 2.0 представляет собой совокупность инструментов, способных поддерживать контакты и обмениваться информацией друг с другом. Реальная их сила заключается в динамически и автоматически организуемой совместной работе с информацией и формировании на этой основе новых ресурсов

«Стандартизация Web 2.0 затрагивает сегодня информацию более высокого уровня», — подчеркнул Уиллис.

Директор ИТ-службы журнала Forbes Джеймс Лин привел пример, характеризующий данную тенденцию. Подобно другим сайтам новостей, электронный ресурс Forbes и раньше предоставлял читателям возможность комментировать публикуемые на нем материалы, но теперь комментарии, заслужившие высокую оценку пользователей и редакторов, могут располагаться и на главной странице сайта наряду с новостями и прочей информацией. Более того, в отношении пользовательского контента в Forbes пошли еще дальше. Сформировано целое сообщество финансовых аналитиков. Те члены сообщества, которые являются инвесторами, могут выдавать свои рекомендации, одновременно свое мнение излагают редакторы Forbes, а другие члены сообщества приглашаются к участию в дискуссии. Когда результаты торгов уже известны, проводится оценка эффективности рекомендаций, выстраивается их рейтинг. Лин полагает, что персонализация контента породит дополнительный спрос на соответствующие инструменты — средства, позволяющие пользователям Web фильтровать, обобщать и форматировать данные, отвечающие их специфическим интересам, индивидуальному расписанию и местоположению.

Фактор «технаря»?

«Очевидно, что все эти технологии доступны лишь энтузиастам, одержимым, — заметил модератор дискуссии, доцент кафедры делового администрирования Гарвардской школы бизнеса Эндрю Макафи. — И XML нельзя назвать технологией для масс».

«В известном смысле так оно и есть. Но технологии типа XBRL интегрируются куда-то еще, например в электронные таблицы Excel. А одними из основных пользователей Excel являются как раз финансовые аналитики», — возразил Уиллис.

В голом виде надо особенно хорошо выглядеть

Руководителям следует понимать, что следование идеям Web 2.0 предполагает вывод организации на новый уровень прозрачности.

В развитие этого тезиса Уиллис процитировал книгу Дона Тэпскотта и Дэвида Тикола «Голая корпорация: как век прозрачности рождает революционные идеи в бизнесе» (The Naked Corporation: How the Age of Transparency will Revolutionize Business).

«Если вы собираетесь ходить голым, поддерживайте хорошую физическую форму, — заметил Уиллис. — Web 2.0 добавляет прозрачности в процессы создания, совместного использования и интерпретации информации. Времена особой касты экспертов, управляющих однонаправленными потоками информации, закончились».

По мнению Лина, такие специалисты (в частности, редакторы) по-прежнему востребованы. «Однако теперь им отводится иная роль», — пояснил он. Роль эта в большей степени ориентирована на сотрудничество, взаимодействие и повторение операций. Так, на сайте Forbes присутствуют инструменты, позволяющие экспертам-добровольцам оценивать акции и высказывать свои комментарии. Другие инструменты отслеживают доходность акций и помогают определять эффективность рекомендаций финансовых аналитиков, а редакторы Forbes активно вовлекаются во все эти процессы.

Макафи указал, что изменения подобного рода стирают границы между предприятиями и их деловыми партнерами, клиентами, поставщиками и регулирующими органами. «Неужели мы не хотим и не обязаны устранить эти барьеры?» — добавил он.

Участники дискуссии постарались обобщить поднимавшиеся и ранее проблемы, начиная от обособленных ресурсов wiki, формирующих местечковый или групповой менталитет, который на самом деле препятствует эффективному взаимодействию и совместному использованию информации, и заканчивая поддержкой стандартов качества данных и уровня обслуживания в исключительно изменчивых сервис-ориентированных средах, собранных из множества разрозненных программных компонентов независимых разработчиков.

«Внедрение идей Web 2.0 — непростая задача, — предупредил Лин. — И это не панацея от всех проблем бизнеса».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF