Дмитрий Лощинин: «Отечественные предприятия выросли до уровня тех задач, которые мы привыкли выполнять»Компания Luxoft сообщила о завершении сделки, которая позволит ей значительно расширить бизнес в телекоммуникационной сфере. Этот российский разработчик заказного ПО, входящий в группу IBS, приобрел румынскую фирму ITC Networks, «специалиста» по программному аутсорсингу.

Клиентами ITC Networks являются Nortel, Avaya, IBM, Trapeze Networks, Blade Network Technology и др. В ней работают 630 человек, оборот в 2007 финансовом году составил 25 млн долл. Выручка самой Luxoft за минувший год достигла 97,4 млн долл. без учета деятельности американского подразделения Luxoft Consulting, которое не создает заказные программные решения.

Солидная клиентская база ITC, включающая в себя ряд крупнейших международных компаний, — лишь один из аргументов в пользу поглощения. Важным следствием сделки для Luxoft стала возможность беспрепятственного ведения бизнеса в странах Евросоюза.

Как заявляют в Luxoft, образованная в результате сделки компания становится крупнейшим аутсорсинговым игроком России и Восточной Европы. В текущем году ее консолидированная выручка должна превысить 150 млн долл. Более 53% доходов дадут заказы от финансового сектора, 28,9% — телекоммуникационных предприятий, 22,2% — тяжелой промышленности. Чуть более четверти оборота придется на долю разработки стандартных продуктов, (которые продаются в виде готовых программных модулей, реализующих повторяющиеся функции), либо высокоинтегрированных отраслевых решений (они создаются в сотрудничестве с другими корпорациями). Например, по словам президента Luxoft Дмитрия Лощинина, имеется договоренность с Deutsсhe Bank о продвижении совместного CRM-решения, «заточенного» под нужды инвестбанкинга.

Глава холдинга IBS Анатолий Карачинский заявил, что Luxoft пока не стремится к целенаправленному продвижению стандартных разработок под собственным брендом, хотя по такому пути двинулись индийские аутсорсеры. Для этого необходимо создать отдельную бизнес-структуру, задействовать существенные материальные и человеческие ресурсы, а дела у Luxoft идут очень хорошо и без столь серьезных преобразований, бизнес компании растет минимум на 60% ежегодно.

До 2006 года Luxoft вела себя в России, по словам Лощинина, «довольно пассивно», поскольку отечественный бизнес еще не созрел до масштабного применения заказного ПО и довольствовался тиражируемыми продуктами. Российские заказы приходили к Luxoft в основном через интеграционные проекты IBS, но за последние два года ситуация резко изменилась, был инициирован ряд крупных аутсорсинговых проектов в финансовой и телекоммуникационной сферах. «Отечественные предприятия выросли до уровня тех задач, которые мы привыкли выполнять», — заявил Лощинин. Если в 2007 году их заказы приносили 7% общей выручки Luxoft, то в нынешнем должны дать примерно 10%.

Средняя месячная выработка на одного сотрудника и у Luxoft, и у приобретенной румынской фирмы практически совпадают (немногим более 3 тыс. долл.). Естественно, возникает вопрос: как при столь невысокой норме выработки владельцам аутсорсингового бизнеса удается выплачивать приличную зарплату сотрудникам, платить налоги, нести бремя текущих расходов и вдобавок вести инвестиционные проекты? Прямого ответа на эти вопросы руководители IBS и Luxoft не дали, но подтвердили, что удельная величина доходности в пересчете на сотрудника — очень важный параметр, на который обращают внимание потенциальные заказчики. По их словам, в Luxoft он составляет не 3 тыс., а примерно 5 тыс. долл. (если учитывать только инженерный персонал), что соответствует уровню лидирующих американских и европейских разработчиков сложного заказного ПО.

В условиях жесткой конкуренции с индийскими софтверными компаниями одной из важнейших задач российских и европейских аутсорсеров становится оптимизация текущих затрат. В Luxoft ее решают с помощью собственной методики ведения проектов, которая позволяет минимизировать число собственных специалистов, работающих на стороне клиента. Тем самым достигается экономия на заработной плате (в США и Западной Европе она заметно выше, чем в России и странах Азии) и командировочных расходах. Для сравнения: если у индусов в проектах создания заказного ПО до 20% общей численности персонала задействуется в местах внедрения ИТ-систем, то у Luxoft «на выезде» работают только 5-10% штатных сотрудников.

Другой путь экономии — постепенный перевод разработок в страны, где достаточно квалифицированные инженерные кадры можно «купить» за меньшие деньги. К примеру, это Украина, Румыния или Вьетнам. По словам Лощинина, к последнему сегодня приковано внимание всего мирового ИТ-сообщества. Luxoft одной из первых аутсорсинговых компаний удалось открыть там свой центр программных разработок. К концу 2008 года около 2% трудовых ресурсов компании будет сосредоточено во Вьетнаме, 20% — в Румынии, 1% — в Канаде (производственное подразделение в Ванкувере), а 77% производственных ресурсов пока останутся в России и Украине. Карачинский сделал акцент на слове «пока», так как затягивающаяся неопределенность с принятием мер государственной поддержки ИТ-отрасли, по его словам, неминуемо приведет к оттоку высокотехнологичных компаний за рубеж, где налоговый и инвестиционный климат больше способствует развитию аутсорсингового бизнеса.