Наверное, каждый автолюбитель с трепетом ожидает дня, когда место охотников за длинным рублем на дорогах займут бесстрастные объективы видеокамер и отвертеться от сурового, но заслуженного наказания будет почти невозможно. В таком случае техническая ошибка автоматического регистратора станет не просто досадной оплошностью, а вполне ощутимым ударом — и по карману, и по репутации водителя, так как существующие системы регистрации нарушений ПДД основаны на фиксировании и распознавании государственных номерных знаков. Они не учитывают марку, тип и цвет кузова транспортного средства, которые могли бы послужить дополнительным подтверждением верной идентификации.

Соответствующими разработками занялись на кафедре «Когнитивные технологии» Московского физико-технического института в рамках Open Source — проекта Cognitive Cars, который, помимо прикладных задач, призван служить учебным пособием для студентов вуза. Суть проекта заключается в создании программного комплекса, обрабатывающего изображение транспортных средств с камер слежения и сравнивающего полученные данные с имеющейся базой для дальнейшей идентификации марки и конкретной модели. Cognitive Cars, по его заверениям, имеет важное научное значение, так как в процессе его реализации участникам придется сталкиваться с рядом нетривиальных задач, разрабатывать принципиально новые методы и алгоритмы обработки данных.

По словам заведующего кафедрой «Когнитивные технологии» Владимира Арлазарова, «время увлечения нанотехнологиями прошло, и сегодня повышенное внимание будет уделяться именно когнитивным технологиям, так как они приближают нас к пониманию процесса мышления человека и могут быть использованы практически в любой отрасли науки и техники». Однако не стоит ждать скорой реализации проекта, опытный образец системы будет готов лишь к октябрю 2008 года. Ведь помимо создания алгоритма обработки контуров, определения ракурса съемки, независимой от условий освещенности оценки окраски кузова, разработчикам предстоит сбор эталонных изображений элементов автомобиля.

Кроме того, Cognitive Cars на сегодня не имеет инвесторов и разрабатывается на средства компании Cognitive Technologies силами сотрудников кафедры и заинтересованных студентов МФТИ. Присутствовавший на презентации Cognitive Cars декан факультета инноваций и высоких технологий МФТИ Валерий Кривцов отметил, что «любое высокотехнологическое решение начинается с идеи, которая, зачастую, находит инвестора лишь в финальной ее стадии, и оценка ее значимости с точки зрения бизнеса — вопрос времени».