Видеоаналитика — одна из тех популярных сегодня технологий, которая производит на людей неизгладимое впечатление. Возможность использования методов искусственного интеллекта для «просмотра» видео, извлечения полезной информации и выдачи соответствующих уведомлений является весьма многообещающей с точки зрения безопасности и приложений осуществления наблюдения и надзора. Технология представляется настолько развитой и необычной, что зачастую больше похожа на научную фантастику, чем на реальность. К сожалению, обилие восторженных отзывов ведет к тому, что грань между фантастикой и реальностью оказывается весьма размытой. Достаточно вспомнить распространенный миф о том, что видеоаналитика позволяет находить террористов на заполненном стадионе — то есть, решать задачи, которые оказываются не под силу даже человеческому глазу. Или что она может автоматически обнаруживать человека, который за столом игры в блэк джек прибегает к мошенническим приемам, которые не в состоянии заметить даже опытный наблюдатель. В данной статье рассматриваются пять распространенных мифов о технологии и практике видеоаналатики, а также освещается истинное текущее положение дел в этой области.

Миф первый. Эффективность видеоаналитики вполне сопоставима или даже превосходит эффективность, демонстрируемую человеком. Когда мы слышим о видеоаналитике самые невероятные утверждения, лучше всего задать себе вопрос: способен ли человек, смотрящий на экран монитора, решать аналогичные задачи? Если ответ отрицательный, значит и видеоаналитика ничем здесь не поможет. Но даже при утвердительном ответе все равно нужно помнить о том, что видеоаналитика обладает ограниченными возможностями. Вспомните: человек учился распознавать визуальные образы на протяжении примерно пяти миллионов лет. А на компьютеры выполнение соответствующих функций было возложено лишь около 40 лет тому назад.

Реальное положение дел. В большинстве операционных сред хорошо настроенное программное обеспечение способно обнаруживать важные события (такие, как незаконная парковка автомобиля, перелезание людей через заборы, проникновение в запретные зоны и т. д.) примерно с той же эффективностью, что и человек. Такая способность распознавания событий обеспечивает заметное улучшение данной технологии по сравнению с другими сенсорными решениями типа подземных кабелей, датчиков микроволн и ограждающих тросов. Реальная ценность видеоаналитики заключается в том, что за всем происходящим наблюдает немигающее и недремлющее око. И в этом смысле повышение эффективности по сравнению с использованием человека становится достаточно заметным.

Миф второй. Видеоаналитика может улучшить не слишком удачную инфраструктуру видеонаблюдения. Большинство систем видеонаблюдения проектировалось без учета возможностей применения средств видеоаналитики — на самом деле, многие из них не предусматривают даже участия оператора-человека. Камеры имеют низкое качество; обзор перекрывается естественными и рукотворными препятствиями, такими как деревья и здания; ночью области наблюдения слабо освещены. Средства видеоаналитики — это не «чудесная панацея», позволяющая видеть сквозь стены и превращать ночь в день. Если камера не гарантирует четкого обзора, исключающего возникновение дополнительных препятствий, средства аналитики здесь вряд чем-то помогут.

Реальное положение дел. Эффективность аналитических систем находится на достаточно высоком уровне в хорошо спроектированных операционных средах. При нормальном разрешении изображения и отсутствии видимых помех уровень распознавания довольно высок. У наиболее известных производителей (при идеальных условиях) он достигает 90% и выше, а количество ложных срабатываний одной камеры, как правило, не превышает одного случая в неделю.

Миф третий. Любая система аналитики подходит на все случаи жизни. Зачастую клиенты испытывают неудобства, если аналитическая технология выходит за рамки их зоны комфорта. В мире существует множество разнообразных продуктов видеоаналитики, предназначенных для решения самых разных задач в различных операционных средах. Под видом интеллектуальных систем видеоаналитики многие производители продают даже обычные датчики регистрации движения (Video Motion Detection, VMD). В условиях статичного помещения датчики VMD в какой-то степени могут оказаться полезными, но в большинстве реальных ситуаций будет слишком много ложных срабатываний, обусловленных внешними факторами и неспособностью датчика отличить движение любого несущественного постороннего объекта от действительно важного события.

Реальное положение дел. Как и любой другой продукт, каждое приложение видеоаналитики имеет определенные спецификации и характеристики. Не будьте столь наивны, думая, что технологию, предназначенную для подсчета людей в магазине, можно эффективно использовать для охраны периметра территории и наоборот. Разработчики аналитических продуктов предъявляют совершенно конкретные требования к размещению камеры, расстоянию до объекта, количеству и типам объектов, среде внутри и вне помещения, освещению и многим другим факторам, оказывающим самое непосредственное влияние на эффективность. Убедитесь в том, что выбранные вами продукты и технологии соответствуют вашей операционной среде и целевому назначению.

Миф четвертый. Системы видеоаналитики не оправдывают вложенных в них средств. Исторически сложилось так, что установка систем видеоаналитики и их эксплуатация никогда не обходились без серьезных капиталовложений. На каждую камеру нужно было покупать дорогостоящую лицензию, системам требовалась развитая инфраструктура на базе ПК, процедуры развертывания, технической поддержки и обучения тоже предполагали весьма серьезные затраты. В некоторых случаях это по-прежнему остается актуальным! Расходы на систему, которая в ближайшее время все равно не сможет заменить охранника-человека, оказываются слишком велики.

Реальное положение дел. Технология видеоаналитики в процессе своего совершенствования превратилась скорее в компонент, дополняющий инфраструктуру видеонаблюдения, чем в автономное корпоративное программное решение. Сегодня интеллектуальные аналитические функции зачастую поддерживаются и компонентами систем видеонаблюдения, предназначенными для массового рынка: камерами, IP-видеокодерами, маршрутизаторами, цифровыми видеомагнитофонами, сетевыми видеорегистраторами, а также платформами управления видео. Поддержка аналитических функций приводит к увеличению цены этих устройств, но разница в деньгах оказывается здесь совершенно незначительной по сравнению со стоимостью автономных решений на базе ПК. Более того, грамотные и дальновидные клиенты видят в аналитических средствах нечто большее, чем просто очередную модернизацию охранных систем. Аналитические средства несут в себе дополнительную ценность, повышая эффективность работы людей, процессов и инфраструктуры. Это достигается за счет того, что средства анализа помогают оптимизировать пропускную способность сетевых видеосистем и емкость систем хранения, ускорять процедуры судебного расследования и повышать эффективность труда персонала.

Миф пятый. Системы видеоаналитики перехваливают. Создается впечатление, что каждую неделю на рынке появляется очередной производитель систем видеоаналитики, отчаянно рекламирующий свои товары. Буквально каждое приложение видеоаналитики является выдающимся творением, лучшим на рынке: самым устойчивым, с минимальным числом ложных срабатываний, простым в эксплуатации, поддерживающим самый широкий спектр операционных сред. Да, чуть не забыл — и не стоящим вам почти ничего. При таком засилье рекламы очень трудно бывает отделить зерна от плевел и даже просто понять, есть ли тут зерна вообще!

Реальное положение дел. Как и на любом другом конкурентном рынке, где присутствуют новые и интересные технологии, мы то и дело слышим громогласные заявления поставщиков, не особенно заботящихся об объективном освещении имеющегося положения дел. Но это вовсе не означает, что все вокруг — пустая похвальба. Всем нам известны приемы продавцов подержанных автомобилей, но и среди подержанных машин встречаются образцы очень хорошего качества. Следует с недоверием относиться к поставщику, который отвечает утвердительно на любой вопрос. Ищите производителей с высокой репутацией, сумевших доказать, что слово у них не расходится с делом. Они помогут вам выбрать правильный вариант и эффективно развернуть у себя систему видеоаналитики. Они оправдывают ожидания клиентов и работают с интеграторами, которые обеспечат точное соответствие инфраструктуры видеонаблюдения своему назначению. В результате ваш опыт работы с аналитическими системами окажется максимально успешным.

Алан Липтон — технический директор компании ObjectVideo. В подчинении у него находится команда из 50 исследователей и инженеров, разрабатывающих и переводящих на коммерческую основу технологии компьютерного наблюдения, которые находят применение в системах безопасности, наблюдения и бизнес-анализа

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF