Денис Калинин: «Некоторые клиенты уже сегодня просят полосу в десятки гигабитов в секунду»Во время выставки «Связь-Экспокомм 2008» проходил организованный «Журналом сетевых решений LAN» круглый стол «Обеспечение связью центра обработки данных», где в качестве приглашенных докладчиков приняли участие руководящие специалисты компаний «Квазар-Микро», «Мастертел», «Синтерра», IBS DataFort и Stack Group.

Как единодушно отметили все участники, хотя основной задачей при построении центра обработки данных является обеспечение его электроэнергией и инженерной инфраструктурой, а вопрос подключения к сетям связи занимает небольшую долю в общей смете затрат, однако он является не менее важным, поскольку без телекоммуникационных каналов ЦОД не может выполнять свои функции.

Главное отличие по сравнению с обычным офисным центром при подключении ЦОД к сетям связи — необходимость чрезвычайной надежности каналов, которые должны быть многократно резервированы и обладать достаточной пропускной способностью. Оборудование передачи данных также должно быть зарезервировано с необходимой избыточностью, чтобы любые плановые регламентные работы, замена и модернизация устройств не влияли на работоспособность центра и его связь с клиентами.

Построение ЦОД на новых площадках на территории Москвы, по мнению генерального директора IBS DataFort Дениса Калинина, стало сегодня экономически нецелесообразно, и их размещение в столице теперь подобно точечной застройке жилых и офисных зданий. Поэтому почти все современные центры обработки данных строятся за пределами Москвы (например, в Дубне, как у IBS Datafort, или в Пущино, как у Stack Group), а «Синтерра» реализует программу 40х40 — построения 40 центров в различных российских городах. Стоимость связи с такими центрами обработки данных немного выше, чем если бы они располагались в Москве, тем не менее она все равно составляет небольшую долю в общих затратах.

Рынок центров все четче разбивается на две части — корпоративные и коммерческие ЦОД. И если корпоративный сегмент по-прежнему работает в привычных стандартах и потребляет каналы в сотни мегабитов в секунду, то для Internet-бизнесов нужны каналы в десятки гигабитов. Несколько ЦОД, соединенных кольцом в 1 Гбит/с или 10 Гбит/с, — совершенно нормальная структура для корпоративного рынка, в то время как для Internet-компании уже в ближайшем будущем требуются полосы в десятки и даже сотни гигабитов.

Исторически хозяевами первых ЦОД были операторы связи, которые не особенно хотели пускать туда других операторов, предлагая клиентам только свои услуги. Сейчас ситуация меняется, особенно если рассматривать коммерческие центры, в отличие от корпоративных, обслуживающих потребности какой-то одной компании и работающих с устоявшимся пулом телекоммуникационных операторов.

Для коммерческих ЦОД, по единодушному мнению участников круглого стола, чем больше независимых операторов присутствует в центре, тем лучше для надежности работы. Важно только, чтобы эти разные операторы не входили в ЦОД своими каналами через одно «бутылочное горлышко», которое можно разрушить одним неосторожным действием строителей или инженерного персонала. Более того, возможна ситуация, когда линии связи разных операторов хотя и приходят в ЦОД разными маршрутами, но затем опять соединяются при прохождении мостов, железнодорожных магистралей и других препятствий.

Еще один вопрос, который широко обсуждался на круглом столе: что же такое ЦОД — площадка для установки оборудования клиентов, на которую тот сам приглашает операторов и обеспечивает подключение и контроль за работой устройств, или услуга, в случае предоставления которой всю ответственность за надлежащее функционирование оборудования клиента и каналов связи берет на себя владелец центра? Пока встречаются оба подхода, но с точки зрения «правильного» бизнеса более предпочтительным является второй, когда все риски, которые берет на себя хозяин центра, прописываются в соответствующем документе о качестве обслуживания и в случае убытков клиента по причине простоя ЦОД оператор центра в какой-то степени их компенсирует. Конечно, подобные услуги должны стоить гораздо больше, чем просто предоставление услуг связи за абонентскую плату в рамках существующего законодательства, но для клиентов, которые хотят сконцентрироваться на собственном бизнесе, а не на контроле за деятельностью оператора, за таким подходом несомненное будущее.

При этом перечень услуг хозяина ЦОД, предоставляемый клиентам, может быть чрезвычайно широким, от простого размещения оборудования в стойках с гарантированным питанием и климатическим режимом до администрирования и аренды приложений клиента. Возможно также предоставление резервного офиса на площадках ЦОД, защита информации клиента и многие другие виды ИТ-услуг.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF