После того как Microsoft официально отозвала выдвинутое ранее предложение, представители высшего руководства корпорации неоднократно заявляли, что приобретение Yahoo их больше не интересует, мотивируя это тем, что Microsoft в состоянии укреплять свой Internet-бизнес собственными силами. Но вместе с тем корпорация оставляет за собой право рассматривать альтернативные вариантыНесмотря на то что в заявлении руководства Microsoft, сделанном 18 мая, не пояснялось, на какую конкретно часть Yahoo претендует корпорация, с высокой долей уверенности можно предположить, что наибольший интерес вызывает направление поисковой рекламы.

Данный бизнес продолжает оставаться крупнейшим сегментом электронной рекламы и основным источником доходов Google, позволившим этой компании вывести свою прибыль на пока недосягаемый для Microsoft уровень.

«И сейчас в Microsoft ищет способы заполучить в свое распоряжение готовые поисковые инструменты», — пояснил аналитик компании Sterling Market Intelligence Грег Стерлинг.

Инвесторы против

Какие формы может принять это желание, все в общем-то догадываются. Возможно образование какого-либо совместного предприятия, участники которого объединят свои активы и создадут крупную рекламную сеть. Есть вероятность передачи Yahoo части своего бизнеса электронной рекламы корпорации Microsoft на условиях аутсорсинга. Переговоры на аналогичную тему, как сообщалось, Yahoo на протяжении нескольких недель вела с Google.

Пока ясно лишь то, что после отказа Microsoft от покупки Yahoo с уплатой 33 долл. за каждую акцию компании (о принятии соответствующего решения было объявлено 3 мая) менеджмент и совет директоров Yahoo буквально завалены жалобами от акционеров.

На прошлой неделе масла в огонь подлил инвестор-миллиардер Карл Айкан. Он составил список из десяти новых кандидатов в совет директоров и объявил о намерении отправить на собрании акционеров, которое состоится в июле, весь нынешний совет директоров в отставку, после чего вновь вступить в переговоры с Microsoft.

«В настоящее время совет директоров Yahoo испытывает сильнейшее давление со стороны акционеров и должен предъявить им какую-то сделку, которая принесет деньги, — подчеркнул Айкан. — Может быть, соответствующее соглашение будет подписано с Google, может, с кем-то еще — в любом случае акционеров необходимо убедить в том, что компания уже сейчас располагает немалыми ценностями».

Целиком уже не нужно

«Конечно, для акционеров Yahoo не секрет, что сегодня Microsoft проявляет интерес к подписанию ограниченного, узкого соглашения с компанией, — сообщил научный директор компании Jackson Securities Брайан Болан. — Очевидно, руководство Microsoft пересмотрело свои планы в отношении покупки всей компании Yahoo целиком. Мы видим четкие признаки того, что в корпорации тщательно изучили все от и до, и поняли, что на самом деле имеет смысл рассматривать возможность покупки лишь одного-двух подразделений Yahoo. В Microsoft никто не желает дублировать многочисленные услуги и функции, как это делала на протяжении многих лет компания Yahoo».

Вместе с тем руководству Microsoft хотелось бы улучшить свою поисковую технологию и превратить наконец поисковые активы в деньги. Поэтому весьма вероятно проявление интереса к Yahoo именно в этой конкретной области. Впрочем, какие бы формы ни приняло потенциальное соглашение, сумма сделки будет далека от той, которую еще совсем недавно Microsoft готова была заплатить за Yahoo.

Скорее всего, в ближайшее время по курсу акций Yahoo будет нанесен серьезный удар. Это станет вполне закономерной реакцией разочарованных инвесторов на заявление руководства Microsoft о том, что покупка Yahoo целиком больше не интересует корпорацию. «Возникшая в последнее время добавленная стоимость, обусловленная ожиданием слияния Microsoft и Yahoo, будет выведена из цены, — пояснил Болан. — Цена пошла вверх, потому что многие люди начали скупать акции, надеясь на скорейшее подписание соглашения о вхождении Yahoo в состав Microsoft».

Стремление Microsoft к ограниченной сделке означает, что Айкан, по всей вероятности, продолжит борьбу за доверенности акционеров, с тем чтобы получить контроль над советом директоров и в конце концов добиться подписания соглашения о продаже компании. Теперь, по мнению Айкана, цена может находиться где-то в диапазоне от 20 до 30 долл. за акцию.

Печальные прогнозы

Если же продажа не состоится, акции Yahoo, по всей видимости, будут падать и дальше. Болан настойчиво рекомендует «продавать» и прогнозирует снижение цены до 17 долл.

Напомним, что первого февраля корпорация Microsoft предложила за Yahoo 44,6 млрд долл., которые предполагалось заплатить частично в денежной форме, а частично путем обмена акциями. Переговоры длились три месяца, но 3 мая руководство Microsoft приняло решение отказаться от покупки, после того как совет директоров Yahoo не согласился и с ценой в 33 долл. за акцию, увеличившей общую стоимость покупки на 5 млрд долл. Первоначальное же предложение Microsoft руководство Yahoo отклонило 11 февраля, заявив, что компания явно недооценена.

А между тем всего лишь за день до поступления предложения от Microsoft торги акциями Yahoo закрылись на уровне 19,18 долл. Вслед за этим их стоимость взлетела почти до 30 долл. В первый день торгов после отказа Microsoft от покупки, состоявшихся 5 мая, цена акций Yahoo снизилась на 15% и остановилась на уровне 24,37 долл., хотя в течение дня наблюдалось падение и до 22,97 долл.

Не удивительно, что несколько крупных акционеров Yahoo выразили неудовольствие действиями совета директоров, который, на их взгляд, не воспользовался выгодным предложением Microsoft и сорвал переговоры.

Кто виноват?

Основатель и генеральный директор Yahoo Джерри Янг, а также ряд других представителей высшего руководства компании попытались в свою очередь переложить вину на Microsoft, заявив, что предложения о покупке по цене в 33 долл. за акцию в письменной форме к ним не поступало, а сами представители Microsoft неожиданно прекратили ведение переговоров в тот момент, когда в Yahoo все были открыты для дальнейшего диалога.

Вместе с тем Янгу не удалось и подписать соглашение с Google, предусматривавшее передачу этой корпорации бизнеса поисковой рекламы Yahoo на условиях аутсорсинга. Эта сделка заметно поправила бы финансовое положение Yahoo. Переговоры между Yahoo и Google генеральный директор Microsoft Стив Балмер назвал главной причиной своего отказа, потому что передача направления поисковой рекламы Google, на его взгляд, заметно ослабляла конкурентоспособность Yahoo на рынке электронной рекламы.

После того как Microsoft официально отозвала выдвинутое ранее предложение, представители высшего руководства корпорации неоднократно заявляли, что приобретение Yahoo их больше не интересует, мотивируя это тем, что Microsoft в состоянии укреплять свой Internet-бизнес собственными силами. Но вместе с тем корпорация оставляет за собой право рассматривать альтернативные варианты.