Мэри Лу Джепсен: «Наш рынок — это миллиарды людей, которые хотят, но не могут войти в информационное общество, и им тоже нужны компьютеры»После ухода Мэри Лу Джепсен с поста директора по технологиям на нее посыпались обвинения в том, что она хочет воспользоваться некоммерческими решениями OLPC для своих личных целей. Однако ее сторонники считают, что Джепсен выбрала самое подходящее время, чтобы покинуть идущий на дно корабль. Ситуация в проекте OLPC оставляет желать лучшего, учитывая многочисленные задержки с производством и рост цен за последние несколько лет, в силу чего предполагаемая цена мобильного компьютера выросла со 100 долл. до 188 долл. Кроме того, сокращение заказов и конкуренция со стороны производителей коммерческих продуктов, таких как Intel, может серьезно помешать успеху этого амбициозного проекта.

Джепсен отвергает все упреки в свой адрес, заявляя, что фактически ушла из проекта еще в начале прошлого года, к тому же продолжает работать с OLPC над созданием технологий для мобильных компьютеров XO.

К числу технологий, которые она разработала в OLPC, относится система вывода изображений, оптимизированная для платформ с малым уровнем потребления энергии и реализованная в ноутбуке XO.

Сохраняя верность принципам OLPC, Pixel Qi создает недорогие продукты, такие как дисплеи с низким уровнем энергопотребления, которые могут использоваться в развивающихся странах. Джепсен ответила на вопросы корреспондента Службы новостей IDG.

Как развивается Pixel Qi?

Все идет прекрасно. Компания создана буквально пару месяцев назад. Мне уже не раз приходилось работать в новых компаниях, но Pixel Qi очень необычна. В первую очередь тем, что у нее уже есть готовые к выпуску продукты. Интерес к ней весьма велик, что было для меня в какой-то степени даже удивительно.

Сейчас вы работаете над ноутбуком стоимостью 75 долл.?

Да. Вполне возможно, что интерес он вызывает именно своей ценой, но меня и всех, кто работает в Pixel Qi, вдохновляет то, что мы проектируем нечто такое, чем будут пользоваться миллиарды людей.

Я организовала эту компанию в первую очередь для того, чтобы использовать технологии, реализованные в ноутбуке XO, созданном в рамках OLPC, в других мобильных компьютерах и сотовых телефонах. Кроме того, мы сотрудничаем с OLPC над созданием мобильного компьютера следующего поколения. Но сейчас, когда начался выпуск ноутбуков XO, нам нужно посмотреть, как их используют дети, и, прежде чем мы начнем следующий серьезный цикл проектирования и разработки, нам нужно получить отзывы от детей из разных стран.

Сейчас я занимаюсь тем, чтобы разработанные нами экраны и система управления питанием максимально широко использовались в экономичных мобильных компьютерах и сотовых телефонах. Думаю, ноутбук стоимостью 75 долл. появится довольно скоро, но, повторюсь, сейчас я не занимаюсь ноутбуками за 75 долл., хотя инновации, над которыми я работаю, могут быть реализованы в таких моделях. Примерно то же самое мы делали и в OLPC.

Есть мнение, что вы ушли из OLPC для того, чтобы приватизировать технологию и зарабатывать на ней деньги...

Я урегулировала этот вопрос с Николасом Негропонте. Мой уход был заранее спланирован и согласован в OLPC. Этот вопрос обсуждался с весны 2007 года, и я делала все возможное для того, чтобы довести XO до массового производства. Но после того как это было придумано, разработано и воплощено в «железе», которое было доведено до этапа массового производства, мне стало, в сущности, нечего делать в OLPC.

В каком-то смысле я отвечала за создание недорогого ноутбука и, полагаю, должна и дальше заниматься его развитием. У меня остается доступ к интеллектуальной собственности и к патентам. Не потому, что автором изобретения была именно я, и даже не потому, что автор имеет неплохие шансы увеличить цену и производительность своего изобретения, но потому, что OLPC находится в выигрыше как владелец лицензии.

Я по-прежнему поддерживаю идеи OLPC, но теперь работаю в Pixel Qi, причем в своей нынешней деятельности я ориентируюсь не только на детей, но и на взрослых и пытаюсь снизить стоимость. Это не означает, что мы будем выпускать что-то вроде максимально упрощенного ноутбука Dell. Мы хотим создать ноутбук, который люди рады были бы иметь и рады были бы использовать, ноутбук недорогой и рассчитанный на работу в разных условиях. Наш рынок — это миллиарды людей, которые хотят, но не могут войти в информационное общество, и им тоже нужны компьютеры. Им нужны именно полноценные компьютеры, а не упрощенные системы. По-видимому, XO — первый в этой серии.

Компьютер стоимостью 75 долл. — звучит чересчур оптимистично, учитывая, что OLPC не смог выпустить ноутбук по цене 100 долл. Не могли бы вы рассказать, как нужно поменять цены на компоненты и изменить архитектуру системы для того, чтобы достичь этой цели?

Честно говоря, я не думаю, что это трудно. Например, год за годом цены на флэш-память и DRAM снижаются на 50%. Экраны год от года дешевеют на 30%. Если говорить о стоимости центральных процессоров (да, они по-прежнему дороги), то сейчас ряд производителей работает над процессорами, цена которых не превысит 10 долл.

Существуют достаточно дешевые компоненты, и к тому же низкая энергоемкость предполагает, что вы обходитесь меньшим объемом ресурсов. Например, аккумулятор будет дешевле, если не требуется много энергии, ведь в этом случае в нем будет меньше элементов. Думаю, это все очень просто.

Можно добиться цены в 75 долл., если тщательно продумать, какими должны быть устройства ввода, экран и все, что должно находиться на системной плате. Я думаю, вы хорошо представляете, что интеграция компонентов и плотная работа с производителями и поставщиками помогают добиться снижения цен и увеличения производительности. Но опять-таки необходимо понять, какой должна быть производительность компьютеров, которыми будут пользоваться, к примеру, пастухи, и ориентироваться на ту или иную определенную страну.

Все по-прежнему сводится к производительности. Вы собираетесь пойти на некий компромисс в возможностях по сравнению с обычным ноутбуком?

Существует два способа добиться этого. Один из них стандартный, более скучный путь, когда вы поднимаете мегагерцы, продолжая работать с прежним кодом. Windows Vista для работы требуется 12 Гбайт, в отличие от нашей операционной системы в OLPC, которой достаточно всего 100 Мбайт, то есть в 120 раз меньше. Вы можете взять огромный код и огромную машину либо небольшой код и работать с процессором с тактовой частотой 500 МГц, о чем владельцы мобильных компьютеров в 2000 году могли только мечтать. Все это программное обеспечение чересчур раздуто, и, может быть, вам на самом деле нужна лишь малая толика этого?

XO — это ноутбук, с которым можно работать где угодно, а не только в офисе. Вы можете ронять его, вы можете что-то на него пролить, и батареек хватает на долгое время. Он экологичен. Есть параметры производительности, которые действительно имеют значение. Сделать так, чтобы батареек хватало на неделю, — это тоже критерий производительности. Несколько лет назад корпорация Intel заявила, что она более не намерена увеличивать частоту, а будет стремиться к тому, чтобы снизить уровень энергопотребления.

Действительно ли недорогие ноутбуки теперь составляют новую категорию продуктов? Например, такие мобильные компьютеры, как Eee PC, которые аналитики IDC не учитывают, когда оценивают объем и распределение долей рынка. Они называют эту категорию «ноутбуки-гаджеты». Что вы об этом думаете?

Не задумывалась над этим. Недавно я выступала на конференции по гаджетам, Greener Gadgets, где Крейг Барретт из Intel в момент, когда он пытался уничижительно отозваться о каком-то проекте, назвал его «гаджетом». Думаю, мы считаем гаджетами те вещи, которые действительно служат недолго и временны, в отличие от настоящих машин. Однако XO служит в два с половиной раза дольше, чем стандартный ноутбук. Так что с этой точки зрения его нельзя назвать гаджетом. Что такое гаджет? Ваш ноутбук гаджет или ваш сотовый телефон гаджет?

Не помешала ли успеху проекта OLPC корпорация Intel со своим Classmate PC?

Нас с ними связывает долгая история, особенно меня, потому что я привыкла работать с Intel. Мне очень трудно делать какие-то выводы. Безусловно, в этой компании очень много прекрасных технических специалистов, и, когда мы работали вместе, это было здорово. Мы действительно добивались, чтобы в XO использовался процессор Intel. Мы прекрасно работали вместе с их техническими специалистами. Отделам продаж и маркетинга пришлось трудно, насколько мне известно, но я не имела никакого отношения к этому в OLPC. Мне только приходилось об этом слышать от высокопоставленных чиновников тех стран, где я была, от Негропонте и других.

Установлена ли уже дата выпуска ноутбуков стоимостью 75 долл.?

Это произойдет примерно через два года. Если реально оценивать ситуацию, то потребуется именно столько времени, поскольку первое, что необходимо сделать, — это создать компоненты и объединить их вместе. В OLPC на это ушло три года, потому что нам было сложно начинать из-за недоверия общества. Но сегодня люди верят. Поэтому сейчас эти сроки можно уменьшить до двух лет, что вполне резонно. Мы ориентируемся на 2010 год.


Десктоп за 199 долл.

В Intel предсказывают, что во второй половине текущего года на рынке появятся настольные компьютерные системы с процессорами Atom по цене от 200 долл. Дешевые настольные системы — одна из составляющих плана корпорации по продвижению применения процессоров Atom в новых категориях продуктов, среди которых дешевые ноутбуки и «сверхмобильные» устройства. Для ноутбуков ценой от 250 до 300 долл. предназначены одноядерные процессоры Diamondville, а для сверхмобильных компьютеров — процессоры Silverthorne. Между тем рынку дешевых компьютерных систем для развивающихся стран адресовано, по крайней мере, три получивших известность продукта. Это ноутбуки, создаваемые в рамках программы «Каждому ребенку по ноутбуку» (One Laptop per Child, OLPC), ноутбуки Intel Classmate, рассчитанные на использование в сфере образования в развивающихся странах, и Asustek Eee, мобильный компьютер, который весит менее килограмма и снабжен жидкокристаллическим экраном с диагональю 7 дюймов.