По мнению Леонида Черняка, для того чтобы занять достойное место, тонкому клиенту надо стать культурным явлением, сравнимым с феноменом персонального компьютераОстанутся ли тонкие клиенты нишевым решением или смогут стать продуктом массового спроса? На такой вопрос было предложено ответить представителям компаний-поставщиков терминально-серверных решений в рамках круглого стола, организованного редакцией «Журнала сетевых решений LAN». Дискуссия собрала специалистов компаний ВИАТ, Kraftway, Citrix, Inpro Computers, Hewlett-Packard, FarPoint, Quarta Technologies, Sun Microsystems и Tonk.

Впрочем, этот вопрос был, конечно, не единственным, и речь шла как о преимуществах и недостатках, так и о технологических тенденциях сферы тонких клиентов и рыночных реалиях.

Тонкий клиент — не просто бездисковый ПК или компьютер без движущихся частей. Более правильно, по мнению участников, тонким клиентом называть терминальный аппаратно-программный комплекс, позволяющий через сеть осуществлять доступ к корпоративным ресурсам. Такое устройство обладает существенно большим по сравнению с ПК сроком службы, расходует значительно меньше электроэнергии (4-10 Вт), не создает шума, не всасывает пыль и в конечном итоге значительно меньше загрязняет окружающую среду. «Толщина» клиента, как правило, определяется возможностями сети и серверного оборудования, к которому он подключен. Как отметили участники обсуждения, до сих пор среди пользователей нет однозначного понимания, что понимается под словами «тонкий клиент». Многие, с воодушевлением воспринимая положительные стороны применения тонких клиентов, удивляются, не находя на них привычных для ПК программных продуктов и возможностей. Впрочем, однозначного определения нет и у специалистов: более правильно вести речь о решениях в архитектуре «терминал-сервер». Клиенты могут быть и «ультратонкие», как у Sun Microsystems, на которых отсутствует (и не загружается даже во время работы) операционная система, так и довольно «толстые», оснащенные Windows XP Embedded.

Перечисляя возможные преимущества и области применения, многие в первую очередь отмечают высокую информационную безопасность систем на тонких клиентах.

Как правило, в таких системах все настройки и данные хранятся и обрабатываются на сервере, а использование дополнительных средств аутентификации (таких, как электронные жетоны и смарт-карты) обеспечивает пользователям, кроме дополнительных мер защиты информации, возможность быстро начать работу на любом месте в корпоративной сети. Это делает привлекательным использование тонких клиентов в государственных, силовых и финансовых ведомствах, где утечки информации недопустимы, а перемещения сотрудников внутри организации довольно часты. В то же время сам по себе тонкий клиент как устройство вряд ли соблазнит похитителя: ведь если украденный персональный компьютер или ноутбук можно с успехом использовать в личных целях или просто продать, использовать тонкий клиент вне офисных стен, без сети и серверного комплекса практически невозможно.

Впрочем, о возможном будущем применении тонких клиентов в качестве недорогого домашнего оборудования для доступа в Internet с надеждой говорили многие участники дискуссии. Однако соответствующего оборудования пока никто не разрабатывает. Причина заключается в том, что передача мультимедийного контента на тонкие клиенты пока не достигла необходимых скоростей. Это же ограничение сдерживает их применение и в образовательной сфере. Тем не менее разработки в этом направлении ведутся.

Еще одной привлекательной особенностью тонких клиентов является сокращение расходов на администрирование системы, а также сокращение общей стоимости владения, особенно в долгосрочной перспективе (пять-шесть лет). Отпадает необходимость администрирования каждого пользовательского компьютера, все настройки осуществляются в серверной части, в одном месте — корпоративном центре обработки данных. Как правило, каждые два-три года организация вынуждена заменять ПК на более производительные, в то время как срок службы тонкого клиента составляет десять лет. Виктор Буряков из Sun Microsystems привел пример расчета стоимости полных затрат на покупку и эксплуатацию конкретной системы, состоящей из 1,5 тыс. рабочих мест, которая при использовании тонких клиентов в течение шести лет оказывается в итоге более чем втрое дешевле, чем аналогичная система на обычных компьютерах.

Дмитрий Прокопенко, исполнительный директор компании ВИАТ, которая с 1991 года поставляет на российский рынок терминалы Wyse, крупнейшего мирового производителя тонких клиентов, отметил, что в последнее время на Западе наиболее важной потребительской характеристикой подобных устройств стала считаться экологичность. Во-первых, наблюдается на порядок меньшее потребление электроэнергии по сравнению с ПК, во-вторых, отсутствие шума и, в третьих, намного меньшее влияние на окружающую среду после утилизации.

Касаясь рыночных перспектив и массовости тонких клиентов, участники отметили, что весьма оптимистичные прогнозы двух-трехлетней давности относительно замены ими значительной доли ПК в корпоративном секторе пока не оправдались, хотя доля систем на тонких клиентах все-таки возрастает и явно превышает 1% от рынка ПК, который принадлежал тонким клиентам несколько лет назад.

Тем не менее тонкие клиенты по-прежнему остаются нишевым продуктом, и предстоит затратить немало усилий, чтобы они заняли заметную долю рынка.

В этом смысле положительную роль, по словам Прокопенко, играет пример транснациональных корпораций, приходящих в Россию. У тех компаний, в которых тонкие клиенты стали корпоративным стандартом, аналогичным образом оборудуют и офисы в нашей стране. Большим подспорьем, способствующим увеличению парка тонких клиентов, является и развитие технологий виртуализации.

Отрадно, что значительная доля тонких клиентов, устанавливаемых в российских компаниях, производится в России. По оценкам, почти половина подобных устройств на территории нашей страны — отечественной сборки (на круглом столе их представляли компании Kraftway, Inpro, Farpoint и Tonk).

Основной этап в этой сборке — настройка и компиляция программного обеспечения под конкретные задачи клиента. Даже компания Sun Microsystems, которая до сих пор производила свои устройства Sun Ray в Китае, планирует начать собирать их в России, поскольку это условие является обязательным для использования в государственных и силовых структурах.

Впрочем, банальная замена ПК тонким клиентом, по всей видимости, невозможна, поскольку ПК — это не просто прибор, но еще и культурный феномен, ставший неотъемлемой частью современной цивилизации. Как отметил редактор журнала «Открытые системы» Леонид Черняк, для того чтобы занять достойное место, тонкому клиенту надо стать сравнимым по значимости культурным явлением.

«Полезно вспомнить опыт Франции, где с 1982-го по 1991 год успешно работала система с простейшими мониторами minitel, они устанавливались в домах бесплатно, — напомнил Черняк. — В современных условиях, когда широкополосный доступ стал массовым, потребностям пользователей отвечал бы тонкий клиент, подобный minitel, но адаптированный к Internet».

В целом участники круглого стола оптимистично оценили перспективы развития рынка тонких клиентов и выразили надежду, что в ближайшие годы, несмотря на инертность мышления конечных пользователей, подобные решения все-таки станут массовыми.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF