До нынешнего года форум носил название 3GSM Congress, но тематика MWC давно перешагнула границы мобильных сетей третьего поколенияКрупнейший международный форум в области мобильной связи, Mobile World Congress, проходящий по традиции в середине февраля в Барселоне, фактически открывает годичный цикл бизнес-мероприятий в мировой телекоммуникационной отрасли. Возможно поэтому внимание к форуму столь велико: от него ждут особо важных анонсов, которые могут обозначить новые направления развития рынка.

До нынешнего года форум носил название 3GSM Congress, но тематика MWC давно перешагнула границы мобильных сетей третьего поколения. Сегодня он охватывает весь спектр беспроводных технологий, а также фиксированных сетей NGN и IP-сервисов. Под сводами Fira de Barcelona собрались все ведущие производители телекоммуникационного оборудования операторского класса, а также крупнейшие поставщики в области ИТ, в том числе Microsoft, Oracle, IBM и Intel. Среди экспонентов были замечены и российские участники — ABBYY, «Лаборатория Касперского», «Беркут» и другие. Согласно опубликованной организаторами форума статистике, в этом году было зарегистрировано 55 тыс. посетителей, 1200 участников и около 3 тыс. журналистов со всего мира. По количественным показателям нынешний MWC повторил прошлогодние достижения, это может свидетельствовать о том, что либо выставка находится на пике формы, либо рынок пресыщается мобильными инновациями.

Действительно, MWC 2008 не преподнес каких-либо неожиданностей с точки зрения представленных технологических новинок. Развитие инфраструктурных решений для мобильных операторов достигло того рубежа, за которым пока даже не видно осмысленных теоретических разработок. «Гвоздем программы» была технология долгосрочной эволюции LTE (Long Term Evolution), но про нее же повсюду говорили в Барселоне и год назад, когда эту концепцию только собирались утверждать в качестве стандарта 3GPP. Значительным прогрессом в направлении долгосрочной эволюции беспроводных сетей стало появление действующих прототипов мобильных терминалов с поддержкой LTE, которые принимают данные на скоростях свыше 100 Мбит/c при ширине несущей в 20 МГц. А компания Ericsson пошла еще дальше, осуществив на своем стенде первый звонок в тестовой сети LTE с использованием терминалов, выполненных в форм-факторе привычного сотового телефона.

Другим ключевым направлением оказались фемтосоты, которые получили путевку в жизнь благодаря документу 3GPP Release 5, принятому еще в 2002 году. Они представляют собой персональные базовые станции 3G, подключаемые к операторской сети по IP-каналу, и служат для улучшения покрытия внутри помещений. А поскольку передача абонентского трафика через «фемто»-станции позволяет существенно разгрузить транспортную сеть мобильного оператора, то таким пользователям имеет смысл предоставлять более выгодные расценки за пользование услугами 3G.

Нельзя не упомянуть и о целом арсенале показанных в Барселоне абонентских устройств — сотовых телефонов, смартфонов, игрофонов и специальных устройств для доступа в Internet и работы с мобильной почтой. Они работают на операционных системах Symbian, Windows Mobile и ряде мобильных версий Linux. Без преувеличения можно сказать, что главные надежды мобильных «линуксоидов» возлагаются сегодня на проект Android, за которым стоит Google. Кое-кто считает, что со временем телефоны на этой платформе смогут затмить по популярности даже легендарный iPhone, который оказал очевидное влияние на дизайн и интерфейс многих современных абонентских устройств.

Сервисная составляющая тематики MWC по-прежнему оказалась не на высоте, хотя организаторы форума, включая всемирную ассоциацию GSM Association, призывали его участников перенести акценты на разработку передовых приложений и пользовательских интерфейсов. Многие поставщики ринулись в сферу мобильной рекламы, ведь по последним данным аналитических агентств, до трети абонентов в США и Великобритании согласны получать коммерческие предложения на свои телефоны. Сервисные платформы для анализа поведения и потребительских предпочтений абонентов, содержащие средства доставки адресной рекламы, появились в портфелях как традиционных ИТ-вендоров, так и представителей телекоммуникационной индустрии. Значительная доля продемонстрированных решений была основана на точном определении местоположения абонента с помощью GPS. Соответственно, эта технология позиционирования превратилась в почти обязательную опцию новых мобильных терминалов.

Что же касается общей шумихи вокруг MWC, то этот форум, похоже, несколько проигрывает всемирной выставке потребительской электроники CES, проходящей в январе в Лас-Вегасе. Будучи более ранним событием по календарю, она оттягивает на себя заметную долю громких премьер к сфере мобильной связи. В то же время, на MWC формируются не краткосрочные волны, порождаемые ажиотажем вокруг отдельных «модных» устройств, а долгосрочные тенденции, которые дадут о себе знать лишь через два-три года.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF