Впрочем, некоторые аналитики все же полагают, что клиенты подвергаются немалому риску из-за возможных проблем с интеграцией программного инструментария управления контентом Microsoft SharePoint и поисковой технологии, разработанной Fast Search & Transfer (FAST).

Тревожная интеграция

«Объединение двух семейств программных продуктов неизбежно приведет к осложнениям», — написал в своем блоге независимый аналитик поисковых систем Стивен Арнольд. Кроме того, по его мнению, в ближайшей перспективе среди других игроков, присутствующих на рынке корпоративных поисковых механизмов (а их на сегодняшний день насчитывается около 50), также будут наблюдаться консолидационные процессы.

По мнению Арнольда, инженерам Microsoft и FAST придется преодолевать трудности интеграции. Вопрос заключается в том, сколько времени будет сохраняться это неустойчивое положение. Если все удастся завершить достаточно быстро, Microsoft может расширить предложение своих услуг и выстроить дополнительные барьеры на пути компаний, пытающихся сегодня отвоевать у Microsoft часть ее рыночной ниши. Если же интеграционные процессы будут протекать медленно, задержка повлечет за собой вторжение на территорию Microsoft компаний Google, IBM, Oracle, SAP и целого ряда других игроков.

В ходе пресс-конференции, на которой представители Microsoft объявили о намерении приобрести FAST, президент подразделения Microsoft Business Division Джефф Райкес отказался уточнить детали плана интеграции продуктов.

Вместе с тем Райкес заметил, что объединение усилий двух компаний предоставит Microsoft преимущество над конкурентами на рынке поисковых систем.

«Большая часть клиентов признают, что им нужна целостная система поиска, интегрированная в рамках всей организации, — подчеркнул он. — Поэтому они отдадут предпочтение поисковой стратегии и продуктам какого-то одного поставщика».

По мнению Райкеса, в настоящее время корпоративные клиенты вынуждены выбирать между приобретением поисковой платформы старшего класса или технологии, обладающей более широкими инфраструктурными возможностями.

«Объединяя продукты FAST и SharePoint, мы становимся безусловным лидером за счет того, что предлагаем клиентам средства осуществления сквозного поиска в корпоративной среде», — убежден он.

«Корпоративная альтернатива» Internet

Microsoft покупает FAST, чтобы выйти на рынок поисковых систем старшего класса и предложить клиентам полный спектр поисковых технологий. В ноябре прошлого года компания представила системы Search Server 2008 и Search Server Express 2008. Первый продукт позиционируется Microsoft в качестве относительно недорого способа вхождения в сферу корпоративных поисковых систем, а версия Express при условии единичной установки предоставляется бесплатно.

У FAST в настоящее время имеется около 2 тыс. клиентов. По итогам работы в 2006 году оборот норвежской компании составил 162 млн. долл, однако в прошлом году уровень его доходов и цена акций снизились. В результате в FAST вынуждены было сократить пятую часть своих сотрудников и отказаться от семейств продуктов, не пользующихся спросом, с тем чтобы повысить прибыльность.

По словам генерального директора FAST Джона Лервика, в ходе реструктуризации компания сосредоточила основные усилия на своей поисковой платформе, что вполне соответствовало стратегии Microsoft.

Миллиард записей — не проблема

У программного обеспечения Microsoft SharePoint на сегодняшний день насчитывается 85 млн. лицензионных конечных пользователей.

«Система SharePoint способна обрабатывать десятки миллионов документов», — подчеркнул Райкес. А последняя бета-версия поискового программного обеспечения FAST, по словам Лервика, успешно справляется с миллиардом записей, размещенных на одном сервере.

Наряду с планами в отношении корпоративных клиентов Лервик сообщил о ведении переговоров по поводу интеграции технологии FAST в поисковый механизм Microsoft Windows Live для пользователей домашних компьютеров.

FAST конкурирует с поставщиками специализированных поисковых механизмов, среди которых можно выделить компании Autonomy (недавно она приобрела фирмы Meridio и Zantaz), Endeca и Isys Search Software, а также монстров наподобие Google.

В настоящее время не видно никаких препятствий, которые могли бы помешать поглощению. Совет директоров компании единогласно рекомендовал акционерам принять предложение Microsoft, в результате чего цена акций FAST сразу выросла на 42%. Ожидается, что сделка окончательно завершится во втором квартале.

«Microsoft совершает отличное технологическое приобретение, — заметил старший аналитик компании Ovum Group Майк Дэвис. — Не удивительно, если конкуренты (например, Oracle) также последуют примеру Microsoft и захотят заполучить в свое распоряжение высококлассный поисковый механизм».


Интеллектуальный поиск от IBM с «угадыванием желаний»

В IBM разработали пакет для семантического «нечеткого» поиска в сообщениях электронной почты. Он предназначен для пользователей систем Lotus Notes и Microsoft Outlook. С помощью специальных алгоритмов система пытается «понять», что именно хочет найти пользователь. Например, программа может найти номер телефона человека, даже если в почтовой базе отсутствуют сами слова «номер» и «телефон». Таким образом можно находить изображения, людей, даты событий и т. п.

Распространяемый бесплатно пакет называется IBM OmniFind Personal Email Search (IOPES). Поиск в сообщениях можно вести на основе понятий, или «концептов». Такими понятиями могут быть, например, даты или номера телефонов. Пользователи могут определять и свои собственные понятия.

После установки программа индексирует и анализирует базу сообщений электронной почты пользователя. Поиск осуществляется через браузер. Интерфейс лаконичный и напоминает интерфейс поиска Google.

Можно формулировать как простые запросы на основе ключевых слов, так и запросы, содержащие конструкции естественного языка. Например, чтобы найти сообщения от знакомого по имени Mark Smith, можно ввести просто: from Mark Smith.

А чтобы найти только сообщения от того же адресата, отправленные в определенном месяце, можно сформулировать запрос так: Mark from January 2007. Можно найти его телефонный номер по запросу: Smith’s phone number.

Результаты будут представлены не в виде списка заголовков сообщений или сообщений целиком. Программа извлекает ту часть текста сообщения, в которой, как она считает, содержится правильный ответ, и подсвечивает слова, которые, по ее мнению, содержат искомую информацию, — например, номер телефона.

Можно также осуществлять поиск среди вложений, при этом в результатах будут показаны прямые ссылки на найденные документы.

Сообщения электронной почты удобны для разработки механизмов семантического поиска. Дело в том, что пользователи часто повторяют в них одни и те же определенные слова и словосочетания и часто обмениваются информацией одного рода.

«Существует довольно много вещей, характерных именно для электронной почты», — полагает технический руководитель проекта Шивакумар Вайтьянатан.

Сотрудники исследовательских лабораторий IBM работали над данным проектом в течение полутора лет, рассказывает Вайтьянатан. На сайте IBM alphaWorks продукт доступен уже пару месяцев, но только сейчас корпорация решилась на действия по его широкому внедрению.

«Чтобы найти разумный путь решения всех этих проблем, нам нужна обратная связь от пользователей», — считает Вайтьянатан.

Помимо этого, IBM выпустила данное средство и для внутреннего применения в корпорации и, как утверждается, получила от сотрудников в основном положительные отзывы.

— Крис Канаракас,
Служба новостей IDG, Бостон

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями

Купить номер с этой статьей в PDF