Хэл Абельсон: «Проект OCW позволил нам взглянуть на то, что представляет собой Education 1.0. Что будет дальше? В наших силах самим придумывать свое будущее»Представители Массачусетского технологического института объявили об очередном важном этапе внедрения цифровых технологий в образовательный процесс — завершении реализации проекта OpenCourseWare. Правда, счастливые участники проекта еще не до конца понимают, в чем же конкретно состоит его ценность.

В цифровую форму переводятся учебные материалы всех 1800 академических курсов МТИ. Их электронным вариантом предлагается воспользоваться любому желающему, независимо от того, что он собирается делать с этой информацией. Проект OCW знаменует собой начало всеобщего движения к открытию тщательно оберегаемых ранее образовательных ресурсов и обеспечению доступа к ним преподавателей и учащихся из любой точки мира.

Пять лет и пять миллионов

Концепция OCW была предложена комитетом преподавателей в 2000-м и анонсирована в 2001 году. К реализации проекта стоимостью 29 млн. долл. его участники приступили в 2002 году. Сумма в 5 млн. долл. была выделена МТИ, остальное внесли различные фонды и спонсоры. По словам директора фонда William and Flora Hewlett Foundation по финансированию образовательных программ Маршалла Смита, руководство его организации, выступавшей в качестве одного из основных инвесторов OCW, приняло решение в течение пяти лет вложить в различные открытые образовательные проекты еще 100 млн. долл.

В МТИ предпринимаются также дополнительные шаги, расширяющие первоначальные рамки OCW. На празднике МТИ президент университета Сюзан Хокфилд анонсировала новый портал OCW, специально предназначенный для преподавателей и студентов высших учебных заведений. На главной странице портала — Highlights for High School («Основы высшей школы») — избирательно представлены научные, инженерные, технологические и математические дисциплины института с пометками преподавателей, читающих лекции, списками рекомендованной литературы, перечнем экзаменов и другой учебной информацией. Ресурсы OCW, включая видеозаписи лабораторий, процессов моделирования, проведения занятий и других практических мероприятий, разбиты на категории, чтобы соответствовать требованиям программы высшей школы Advanced Placement.

По словам представителей МТИ, «людям здесь дозволяется делать все, что они хотят», и это создает определенную неуверенность в истинной важности проекта. Однако масштабы использования OCW производят сильное впечатление. За пять лет с момента запуска сайта, на котором тогда было представлено 50 учебных курсов, к системе подключилось около 35 млн. пользователей.

«Примерно 15% из них являются преподавателями, 30% — студентами, а остальные, по классификации МТИ, относятся к категории ‘самоучек’, то есть, людей, занимающихся самообразованием неизвестной направленности», — сообщил директор проекта OCW по внешним связям Стив Карсон.

Курсы МТИ на iTunes

Сформированный недавно консорциум OpenCourseWare Consortium объединяет 160 членов, создающих и совместно использующих свои собственные сайты в соответствии с моделью МТИ. Сегодня на них представлено уже около 5 тыс. курсов, не имеющих непосредственного отношения к Массачусетскому технологическому институту. В некоторых из этих курсов (но не во всех) используются материалы, взятые с сайта OCW.

Довольно впечатляющую статистику можно наблюдать в совершенно неожиданных источниках, например на сайте Apple iTunes, где размещаются музыка и видео. По словам Хокфилд, в сентябре дочь посоветовала ей ознакомиться со списком наиболее популярных видеороликов, представленных на iTunes. К своему удивлению, в первой десятке президент МТИ обнаружила сразу два видеофрагмента OCW.

«Третье место занимал ролик, посвященный классической механике, — отметила Хокфилд. — А на седьмой строчке расположились ‘дифференциальные уравнения’. Кто бы мог подумать! Все это доказывает, что мир испытывает потребность в обучении и хороших обучающих материалах».

«Мы сняли замки с настоящей сокровищницы материалов», — подчеркнул декан аспирантуры МТИ и председатель комитета OCW Faculty Advisory Committee Стив Лерман.

«Ресурсы OCW вдохновили правительство Индии на реализацию масштабного образовательного проекта», — сообщил председатель правительственной комиссии по знаниям Сэм Питрода. Комиссия отвечает за выдачу конкретных рекомендаций по размещению государственных инвестиций в размере 65 млрд. долл., которые предназначены для реализации образовательных программ в ближайшие пять лет.

«В стране проживает свыше полумиллиарда людей моложе 25 лет, — заметил Питрода. — Одна из стоящих перед нами сейчас задач (многие из которых трудно себе даже вообразить) заключается в том, чтобы в течение пяти лет увеличить число университетов с сегодняшних 350 до 1,5 тыс.».

На пути к «метауниверситету»

Возможно, новые технологии помогут авторам OCW и других проектов создать условия для формирования умов нового поколения, которым понадобятся совершенно новые способы обучения и восприятия. Возможно, эти технологии демократизируют процесс обучения настолько, что подвергнут сомнению само классическое понятие университета как «центра сертификации», изучение программ которого позволяет студенту приобрести определенный уровень знаний. И наконец, удастся ли другим странам перенять опыт OCW, обеспечив при этом необходимый качественный уровень собственных проектов?

Эти и многие другие вопросы, связанные со строительством «метауниверситета», бывший президент МТИ и горячий сторонник OCW Чарлз Вест предложил вынести на всеобщее обсуждение.

Идея заключается в следующем: необходимо  дополнить то, что Вест назвал профессиональным отношением людей к преподаванию и получению образования, преимуществами информационных технологий и новых инструментальных средств. Это обширные электронных архивы, открытые электронные публикации (в качестве примера здесь можно привести библиотеку Public Library of Science), ресурсы типа системы управления обучением с открытым исходным кодом Sakai.

Кроме того, это проекты, подобные разработанной в МТИ системе iLabs, которая позволяет студентам всего мира пользоваться Internet для получения доступа к лабораторному оборудованию, выполнения автоматизированных экспериментов, а также проведения анализа и совместной обработки данных.

«Сегодня мои оценки достаточно скромны, — отметил профессор информатики и инженерного искусства МТИ Хэл Абельсон, являющийся также основателем и директором некоммерческого центра Creative Commons, в котором разрабатываются бесплатные инструменты и лицензии для более свободного использования творческих работ. — Проект OCW позволил нам взглянуть на то, что представляет собой Education 1.0. Что будет дальше? В наших силах самим придумывать свое будущее».