За последние полгода в компаниях, подведомственных бизнес-единице № 2 РАО «ЕЭС России», произошел прорыв в области реализации ИТ-стратегии, которая еще весной казалась столь же недостижимой, как линия горизонтаНа конференции ИТ-руководителей дочерних и зависимых обществ, подведомственных бизнес-единице № 2 РАО «ЕЭС России», проведенной при участии компании SAP, обсуждались итоги трехлетней деятельности подразделения.

«За последние полгода произошел прорыв в области реализации ИТ-стратегии, которая еще весной казалась столь же недостижимой, как линия горизонта, — заявил Юзеф Салама, заместитель директора по ИТ БЕ-2, — но сегодня уже понятно, что к середине 2008 года будет реализован максимум возможного из запланированного. Точка возврата будет пройдена».

Это означит, что будет построена не «времянка», которую новый собственник должен был бы снести, чтобы выстроить новое ИТ-здание, а надежный фундамент, в значительной мере отвечающий мировым представлениям о качественной информационной поддержке бизнеса, который в дальнейшем можно будет последовательно развивать.

Формулируя свою стратегию в 2005 году, в БЕ-2 рассматривали ИТ как инфраструктуру бизнеса, которую нужно сделать конкурентным преимуществом энергетических компаний. Стратегия включала ряд мероприятий, которые можно разбить на три группы: структурирование (лицензирование, стандартизация), организационные мероприятия (повышение статуса ИТ-директора и службы в целом, вывод ряда процессов на аутсорсинг, консолидация закупок) и развитие (комплексная автоматизация деятельности компаний, развитие ИТ-инфраструктуры, обеспечение информационной безопасности).

Все указанные мероприятия можно разделить на организационные и технические. Техническая политика, содержавшая рекомендации по использованию новых и отказ от устаревших технологий, требования к системам, инфраструктуре, управлению ресурсами, и определявшая подход к лицензированию и ИТ-стандарты, была принята на советах директоров всех подведомственных ОГК и ТГК.

Один из ее пунктов — требование внедрения современных учетных систем, в частности, решений SAP. По словам Юрия Жокина, главы подразделения «Государственный сектор, энергетика и транспорт», недавно образованного в САП СНГ, крупные отечественные компании, в том числе из топливно-энергетического комплекса, являются одними из основных потребителей продукции SAP.

Так, в ТГК-10 менее чем за год внедрена система mySAP Business Suite как основной инструмент управления, причем автоматизирована деятельность как головной компании, так и одиннадцати филиалов. Комплекс АСУ ФХД (автоматизированная система управления финансово-хозяйственной деятельностью) пришел на смену «лоскутной» автоматизации. Созданная учетная система охватывает все ключевые направления хозяйственной деятельности компании — финансовый учет, учет материалов, затрат, ремонтных операций. Одновременно с внедрением проведена реорганизация структуры компании, бизнес-процессы приведены к международным стандартам и подходам к управлению, реализованным в SAP. Произошел переход от разрозненных, порой противоречащих друг другу схем организации бизнес-процессов к единым, унифицированным и автоматизированным последовательностям операций.

«Решения SAP стали надежной платформой для развития бизнеса компании, — говорит Андрей Захватов, начальник отдела АСУ ФХД ТГК-10. — Практически все новые требования бизнеса реализуются на базе решений SAP, являющихся инструментом непрерывного изменения бизнеса».

Большинству генерирующих компаний удалось сделать практически все, что было намечено: принять техническую политику, разработать и утвердить ИТ-стандарты. В семи из девяти ОГК/ТГК ведутся проекты комплексной автоматизации. При этом ИТ-руководители особо отмечают позицию РАО ЕЭС: ИТ-департаментам был придан высокий статус, а их руководители были назначены заместителями по ИТ генеральных директоров компаний. Это позволило существенно повысить статус проектов по комплексной автоматизации.

За последние четыре года накоплен большой опыт по структурированию процессов, происходящих в ИТ, и для большинства компаний этот путь еще не завершен. У генерирующих компаний придет новый собственник со своими стандартами, как технологическими, так и в области организации ИТ-служб, со своими политиками. Все распределительные компании будут переданы в холдинг МРСК, который также будет выстраивать свою политику.

В связи с этим одной из основных проблем, волнующих сегодня директоров ИТ-служб энергокомпаний, является организация информационного обмена между субъектами рынка после реорганизации.

«Либерализация рынка невозможна без упорядочивания информационного обмена», — считает Яков Уренсон, заместитель председателя правления РАО «ЕЭС России». Разработка стандартов обмена признана участниками VI Всероссийской отраслевой конференции для руководителей и специалистов ИТ-служб РАО ЕЭС одной из основных задач. По мнению ряда участников конференции, целесообразно создать и единые протоколы обмена данными для всех субъектов отрасли.

«Если стандартизировать обмен, то не нужно будет что-то существенно менять. Необходимо лишь учесть тип обмена данных в имеющихся информационных системах», — отметил Леонид Спицын, начальник департамента информационных технологий корпоративного центра РАО ЕЭС.

Частично справиться с задачей информированности субъектов рынка могут создаваемые государственные информационные ресурсы о работе топливно-энергетического комплекса (ГИР), решение о создании которых было принято еще в 2002 году. Планируется за бюджетные средства собирать минимум информации, необходимой для управления макроэкономическими показателями. Но этим деятельность ГИР не ограничена. Система, по мнению представителей Федерального агентства по энергетике, отвечающего за формирование ГИР, должна работать не на узкий круг государственных потребителей, а на широкий круг участников рынка, помогая им как в операционной деятельности, так и при разработке стратегий развития. При этом информация должна быть хорошо структурирована, чтобы иметь возможность подвергнуть ее анализу. Чем удобнее анализ, тем правильнее принимаемые решения. Опыт нефтяной отрасли показывает, что продажа подобной информации позволяет обеспечить достаточно большую вероятность выхода на самоокупаемость, но для этого нужно сначала найти потребителей информации, договориться о стандартах, понять, сколько потребитель готов за нее заплатить.