На седьмой научно-практической конференции «Современные информационные технологии в управлении», посвященной 35-летию НИИ «Восход», рассматривались, в частности, проблемы создания автоматизированных систем государственного назначения. Директор ФГУП НИИ «Восход» Леонид Юхневич в докладе, посвященном опыту НИИ в создании подобных систем, привел ряд выводов, сделанных в процессе разработки таких автоматизированных систем, как ГАС «Выборы», ГАС «Правосудие», Государственная система изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения и многих других.

Во-первых, существенное влияние на создание и развитие информационных систем оказывает состояние и изменение законодательства. С одной стороны, наблюдается отставание законодательной базы от возможностей ИТ и потребностей в автоматизированных системах. Так, единственная система, функционирование которой полностью подкреплено федеральным законодательством, — это ГАС «Выборы». В то же время динамичное изменение законодательства требует построения каждой системы на таких принципах, которые позволили бы поддерживать ее актуальность в меняющихся условиях.

В процессе эксплуатации созданных информационных систем часто возникает нужда в реинжиниринге процессов. Для государственных органов это может потребовать изменения или новой разработки не только внутренних инструкций, но и соответствующих законодательных актов.

Рост числа государственных заказчиков автоматизированных систем в рамках одного проекта ставит задачу не только кооперации соисполнителей, но и создания соответствующих координирующих органов управления проектом, таких как советы конструкторов, экспертно-консультативные советы, межведомственные рабочие группы. Только это позволяет учитывать интересы различных ведомств и приводить зачастую различные технические и технологические подходы к единому знаменателю.

Заведующий лабораторией Института системного анализа РАН Владимир Арлазаров сделал замечание к вопросу проектирования больших информационных систем. Арлазаров предлагает рассматривать любую крупную информационную систему на этапе ее проектирования как совокупность трех слоев — технологического, обеспечивающего и управленческого. Технологический слой автоматизирует ключевую функцию, присущую организации. Например, в ГАС «Выборы» это собственно проведение выборов. Обеспечивающий слой автоматизирует внутрисистемные функции для решения локальных и вспомогательных задач. К нему относятся информационно-справочные подсистемы, средства документационного обеспечения управления, офисные приложения. Управленческий слой обеспечивает поддержку принятия решений — это могут быть средства статического или динамического анализа данных.

Характеристики этих трех слоев и предъявляемые к ним требования существенно различаются. Технологический слой обычно очень дорогой; после того как внедрен, он становится неотъемлемой частью системы; он также должен быть сверхнадежным, потому что сбои в таких системах обычно обходятся весьма дорого. Обеспечивающий слой должен, прежде всего, обладать достаточной функциональностью и удобством в использовании. Наконец, управленческий слой должен обеспечивать руководителя достоверной информацией в объеме не большем, чем необходимо. Он должен отвечать потребностям конкретного руководителя, и смена пользователя, как правило, влечет изменения в этом слое.

По словам Арлазарова, обычно при создании больших систем формулируют требования к системе в целом, не учитывая перечисленных отличий ее компонентов. Это выливается в очень серьезные проблемы. Например, провал первого этапа автоматизации административной реформы в большой степени, по мнению Арлазарова, вызван именно неучетом указанной разницы.