Сохиб Аббаси: «Мы действуем открыто и не продвигаем втайне ту или иную базу данных. Наш нейтралитет гарантирует, что наши клиенты не окажутся привязанными к продуктам одного производителя»Станет ли Informatica столь же «популярным товаром», как Hyperion, Business Objects и Cognos, или же останется последним независимым производителем программных средств бизнес-аналитики?

Кажущийся логичным путь слияний и приобретений на рынке корпоративного программного обеспечения может оказаться не столь однозначным. Одни утверждают, что к консолидации ведет «зрелость» рынка. Другие, указывая на всплеск интереса к бизнес-аналитике, считают, что именно потенциал «резкого роста» заставил Hyperion Solutions, Business Objects и — несколько недель назад — Cognos «созреть» для того, чтобы дать согласие на свое приобретение. Но какими бы ни были причины, компания Informatica, по-видимому, станет одним из самых желанных приобретений.

С 1993 года Informatica выпускает программы, которые помогают компаниям очищать, передавать данные и выполнять с ними ряд других манипуляций. Ее программный пакет PowerCenter долгое время был одним из самых популярных инструментов для извлечения, преобразования и загрузки данных (Extract/Transform/Load, ETL). В 2900 компаниях установлено около 4 тыс. экземпляров PowerCenter.

Без тайных намерений

Рынок ETL (в Informatica решения этой категории называют «интеграцией данных») отличается довольно высокой конкуренцией. Здесь работают давние соперники, в том числе Oracle, Microsoft и IBM, купившая два года назад компанию Ascential Software. Не так давно о себе на этом рынке заявили Sybase и SAS Institute; последняя в августе 2006 года анонсировала соответствующий инструментарий.

По мнению генерального директора Informatica Сохиба Аббаси, компании удалось завоевать свое место под солнцем потому, что, не уступая другим конкурентам в техническом плане, она смогла убедить своих клиентов в том, что они не будут вынуждены переходить на платформу какого-либо конкретного поставщика.

«Мы действуем открыто и не продвигаем втайне ту или иную базу данных, — подчеркнул Аббаси. — Наш нейтралитет гарантирует, что наши клиенты не окажутся привязанными к продуктам одного производителя».

Подобная тактика также позволяет Informatica работать с прямыми конкурентами. Например, за последние полгода она подписала маркетинговые соглашения и с SAP, и с Cognos, отныне входящей в состав IBM, прямого конкурента SAP.

«Я не думаю, что эта сделка когда-либо состоялась, если бы IBM не была искренне уверена в том, что Cognos сохранит свою самостоятельность в части работы с уже имеющимися клиентами и партнерами», — отметил Чарлз Кинг, аналитик компании Pund-IT.

Спрос на BI помог всем

Аббаси отметил, что Informatica удалось воспользоваться результатами резкого роста интереса к бизнес-аналитике (Business Intelligence, BI), который привел к тому, что IBM купила Cognos, Oracle приобрела Hyperion, а SAP стала владельцем Business Objects. (Единственная несостоявшаяся сделка, а именно покупка BEA Systems компанией Oracle за 6,7 млрд. долл., могла бы поднять ее возможности интеграции корпоративных приложений на такой же уровень, что и уровень интеграции данных.)

В последнем квартале в 30% всех соглашений на сумму более 300 тыс. долл., которые подписала Informatica, включалась поддержка бизнес-анализа в реальном времени средствами PowerCenter 8.

От роста спроса на бизнес-аналитику выиграла не только Informatica. Это стало стимулом к развитию новых сегментов рынка, таких как интеграция данных в программах, предоставляемых как сервис (Software as a Service, SaaS).

Сейчас у Informatica есть два основных сервиса такого рода. Первый преобразует данные Salesforce.com в Google Spreadsheets или в определенную базу данных.

Второй сервис оценивает качество данных в репозитории Salesforce.com.

В области SaaS Informatica ориентируется на сотрудников бизнес-подразделений, а не на специалистов, отвечающих за интеграцию данных, которые являются основными пользователями PowerCenter.

Поскольку решения Informatica категории SaaS пока приобрели около 50 клиентов, Аббаси признал, что вклад этого направления в общие доходы Informatica в ближайшие пару лет вряд ли будет значительными. Но он считает, что SaaS позволит Informatica выделиться на фоне своих конкурентов, поскольку компания сможет предложить более функциональные решения, чем ее конкуренты, многократно превосходящие Informatica по размеру.

Счастливы быть независимыми

Если всего несколько лет назад Informatica была близка к краху, то с приходом в июле 2004 года Аббаси доходы компании стали расти ежегодно более чем на 20%. До этого Аббаси 22 года проработал в Oracle и в последнее время занимал там должность старшего вице-президента по инструментальным средствам и обучению.

В 2006 финансовом году доходы Informatica составили 325 млн. долл. В третьем квартале 2007 года этот показатель был равен 96 млн. долл. К 2008 финансовому году, по оценкам Абасси, компания сможет получать свыше 100 млн. долл. за квартал и более 450 млн. долл. в год. С момента прихода Аббаси акции Informatica выросли в цене на 160%.

Единственным неприятным моментом стало объявление о том, что в ноябре свой пост покинул директор по маркетингу Informatica Брайан Джентиль.

По мнению Веттеменн, череда громких слияний увеличила спрос на продукты Informatica со стороны конечных пользователей.

«Если вы используете Business Objects и работаете с системами Oracle, а не с системами SAP, то решения Informatica приобретают дополнительную ценность в условиях, когда приложения Business Objects становятся в большей степени ориентированными на SAP», — пояснила она.

Все эти факторы порождают слухи о том, что на Informatica обязательно найдется покупатель. Среди претендентов называют IBM, Oracle и SAP.

Однако Аббаси по-прежнему утверждает, что Informatica была бы рада остаться независимой, учитывая, насколько успешной оказалась ее стратегия сосредоточить усилия исключительно на интеграции данных.

Однако…

В то же время совет директоров Informatica, по словам Абасси, обладает всеми полномочиями, чтобы рассматривать все предлагаемые компании варианты. Он отказался как подтвердить, так и опровергнуть слухи о том, ведет ли Informatica переговоры с каким-либо потенциальным покупателем.

Итак, во сколько Informatica может обойтись такому покупателю?

Безусловно, не так дорого, как Business Objects, Cognos или BEA (они имеют годовой доход около 1 млрд. долл.), но, конечно же, больше рыночной цены Informatica, которая составляет 1,42 млрд. долл.

Во-первых, Informatica планирует сохранить темпы роста дохода в 20% в год и, возможно, их даже увеличить, а это больше, чем перечисленным выше компаниям удалось добиться за последние годы.

Стоимость акций Informatica — если опираться на то же самое соотношение рыночной цены к чистой прибыли, равное 30, которое было предложено для BEA и Business Objects — дает рыночную оценку Informatica почти в 2 млрд. долл.

«Если появится хороший покупатель и будут оговорены выгодные условия сделки, то, возможно, для Informatica наступит самое удачное время, чтобы рассмотреть такое предложение», — считает Кинг.

Есть вероятность, что в перспективе такая сделка будет невыгодной, поскольку Informatica рассчитывает со временем вывести свой оборот на уровень 1 млрд. долл. в год. Аббаси уверен, что компания в состоянии добиться этой цели, как следствие, вырастет и ее рыночная стоимость.