Александр Лупачев: «Для того чтобы инвестировать в технологическую компанию, необязательно брать на себя технологический риск»Частных инвесторов ранней фазы, которые вкладывают деньги в проекты на этапе их создания, за рубежом называют «бизнес-ангелами» (business angels). На Втором российском форуме бизнес-ангелов, который был организован Национальной сетью бизнес-ангелов «Частный капитал», обсуждалось состояние отечественного рынка инвестиций начальных фаз; инвесторы рассказывали об опыте создания успешных компаний.

По мнению партнера «Частного капитала» Диониса Гордина, в России уже сформировалась индустрия «ангельских инвестиций». Число объединений инвесторов исчисляется десятками. И сейчас проекты в стадии зарождения находят своего инвестора гораздо легче, чем год назад.

Области деятельности таких инвесторов и венчурных фондов частично пересекаются. Как отметил Гордин, венчурные фонды осознали необходимость создания подразделений, которые занимаются проектами в фазе зарождения.

Совладелец группы венчурных компаний и заместитель директора инновационно-технического центра Нижегородского государственного университета Юрий Ткаченко считает, что в нашей стране имеются серьезные препятствия для развития венчурного бизнеса. К преградам, которые, на его взгляд, являются непреодолимыми, относятся следующие проблемы: высокая цена на углеводородное сырье; растущая инфляция; деградация фундаментальной науки; отсутствие технократической элиты и технократических амбиций у руководства страны; низкая степень гражданской консолидации, высокая социальная напряженность, отсутствие общепринятой системы моральных императивов и почти тотальная коррупция. Распродажа ископаемых в ближайшей перспективе приносит больше денег, чем создание новых технологий; высокая инфляция мешает привлекать долгосрочное финансирование; деградация науки означает отсутствие идей, в развитие которых можно было бы инвестировать; недостаток взаимного доверия препятствует установлению отношений между субъектами инновационной деятельности.

Среди препятствий, на преодоление которых все же можно рассчитывать, Ткаченко называет неэффективность судебных механизмов в области защиты прав на интеллектуальную собственность; недостаточную патентную грамотность в области высоких технологий; недостаточный профессионализм архитекторов реформ, а также венчурных инвесторов; не стимулирующее венчурные инвестиции законодательство и разобщенность венчурного бизнес-сообщества, что приводит, в свою очередь, к отсутствию лоббистских механизмов. По его мнению, наличие десятков объединений инвесторов — это ненормальная ситуация.

Вице-президент фонда прямых инвестиций Delta Private Equity Partners Александр Лупачев поделился опытом построения и продажи контент-провайдера, созданного по образцу западной компании Netville, чья бизнес-модель была адаптирована к российским особенностям. Компания Netville, по примеру американской Synacor специализирующаяся на создании и поддержке контент-порталов для поставщиков услуг широкополосного доступа в Internet, была учреждена в начале 2006 года. Особенностью российских сетей передачи данных является монопольное положение двух компаний — «Ростелекома» и «Транстелекома» — в сегменте межрегионального трафика. Это приводит к тому, что загрузка данных, размещенных в удаленном регионе, обходится намного дороже, чем из местной сети. Чтобы решить эту проблему, было решено размещать серверы с контентом непосредственно у региональных провайдеров. Таким образом, передача фильмов, музыки или игр по региональным каналам осуществляется только один раз. Другой особенностью российского рынка является неразвитость платежных систем. Для того чтобы обойти это ограничение, организаторы Netville использовали механизм списывания платы за контент непосредственно с лицевого счета абонента у провайдера. В проект было инвестировано чуть меньше 5 млн. долл., которые в основном ушли на закупку и лизинг серверов для установки региональных платформ. Всего за 11 месяцев компания стала самоокупаемой. Серверные платформы были установлены у 37 Internet-провайдеров. Были заключены соглашения на поставку игр, музыки и фильмов с более чем 20 издателями и дистрибьюторами, а число доступных абонентов превысило миллион. В четвертом квартале 2007 года Netville была продана компании «Нафта-Москва», являющейся основным акционером «Национальных кабельных сетей».

По словам Лупачева, из этого опыта можно сделать следующий практический вывод. Для того чтобы инвестировать в технологическую компанию, необязательно брать на себя технологический риск. Достаточно найти успешную модель, которая работает где-то еще, и правильно адаптировать ее к российскому рынку.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями