Биргер Стен: «Мы поставляем не программное обеспечение, а основу для бизнеса»Дата открытия девятой ежегодной технологической конференции Microsoft, которая в этом году называлась «Платформа 2008. Определяя будущее», день в день пришлась на годовщину пребывания компании в Москве — открытие офиса состоялось 27 ноября 1992 года.

Сейчас трудно представить себе, но 15 лет назад рынка ПО практически не существовало. Стоит напомнить, что старт Microsoft в России начинался под девизом «Windows готова для России, а Россия готова для Windows». Руководствуясь им, начались работы по локализации и выпуску коробочного продукта сначала Windows 3.1, а затем 3.11. Давалось это непросто, популярная в то время «московская конфигурация» PC AT 286 успешно работала под MS-DOS, но о продаже программных продуктов, работавших под этой операционную систему, в экономических условиях этого периода и говорить было нечего. Большинство персоналок не справлялось с нагрузкой, предлагаемой Windows, но с появлением 486-х компьютеров и последующих моделей дело пошло. Впрочем, на родине Windows ситуация была аналогичной. Версия Office 3.0 (1992 год), включавшая Word for Windows, проигрывала конкурентам, работавшим под MS-DOS, и реальный успех Windows принесла версия Office 4.2 (1994). Поэтому стоит говорить не только об изменениях в нашем отчестве, но и о том, как за этот период изменилось предложение Microsoft, в котором на смену нескольким офисным продуктам и операционным системам пришла платформа.

Открывая конференцию, генеральный директор Microsoft в России Биргер Стен дал расширительное толкование термина «платформа», сказав, что это не только сумма технологий, но и клуб единомышленников, к тому же трансляция докладов через сеть делает этот клуб открытым всем желающим. Еще платформа является основой для бизнеса отечественных компаний: на каждый рубль, заработанный самой Microsoft, приходится 17 рублей, заработанных партнерами, число которых уже перевалило за пять тысяч. В 1992 году в штате было всего несколько сотрудников, возглавляемых Бобом Клафом, а сегодня в представительстве работает уже более 700 человек.

Программа конференции включала пленарный доклад, сделанный старшим вице-президентом Эриком Раддером, более полусотни технических докладов по восьми тематическим направлениям, круглые столы, партнерскую выставку, лабораторные работы с инструктором и для самостоятельного выполнения и даже игровую зону Xbox, а также специальную зону «Спроси эксперта».

В своем полуторачасовом выступлении старший вице-президент Эрик Раддер, уже не в первый раз представляющий техническую часть Microsoft в России, раскрыл общую стратегию компании. В его интерпретации это было тем более интересно, что информация поступает «из первых рук», так как Раддер работает напрямую с Биллом Гейтсом. Он считает, что развитие компьютерных систем пришло к тому моменту, когда можно преодолеть любые ограничения, а основная задача сводится к управлению сложностью. Доказательством тому может послужить «боекомплект», который получил каждый участник по окончании конференции, — коробку весом не менее десяти килограммов с дюжиной увесистых томов-руководств по администрированию, каждый объемом не менее 500 страниц.

Сегодня основным средством, которое позволяет совместить сложность с обеспечением динамичности в развитии ИТ, стала виртуализация. Работу в этом направлении Microsoft начала с покупки Connectix, это дало возможность для создания виртуальных машин под управлением операционных систем Windows XP и Windows Server 2003, в Microsoft Virtual Server 2005 добавилась поддержка Linux, далее в Windows Vista Windows Server 2003 и Windows Server 2008 виртуализационные возможности расширялись. После покупки компании Softricity в 2006 году были выпущены средства для виртуализации приложений — сначала они назывались Microsoft SoftGrid, позже был создан System Center Virtual Machine Manager, предназначенный для виртуализации центров обработки данных.

Для управления на аппаратном уровне, где сложность также является серьезной проблемой, предлагается Microsoft System Center, представляющий собой набор продуктов, предназначенных для серверов и клиентских машин. Он дополнен средством для обеспечения безопасности Microsoft Forefront, предназначенным как для клиентских рабочих мест, так и для серверов. Дополняют платформу СУБД Microsoft SQL Server 2008 и технология для управления бизнес-процессами Microsoft BizTalk Server.

Все вышеперечисленное стало классикой, так или иначе знакомой большинству специалистов. Но на «Платформе 2008» шла речь и о принципиально новых вещах; в частности, Раддер говорил о новом видении, казалось бы, хорошо знакомого Office. Этот продукт развивался экстенсивно. К существовавшим изначально обработке текстов, презентациям и бизнес-моделированию с помощью электронных таблиц добавились средства для управления данными. В результате возникла своего рода проблема «последней мили» — в ситуации, когда производительность магистралей существенно превышает производительность подводки к рабочим местам. Развитие широкополосного доступа в Internet разрешило ее. В данном случае наблюдается полная аналогия: «технологии заднего плана» (back office) ушли вперед, а конечные клиентские рабочие места остались на прежнем уровне, и образовался пробел в продуктивности. В изменившихся условиях основными задачами становятся управление контентом, управление взаимодействием, создание порталов, новые средства корпоративного поиска и бизнес-аналитика. То, что озвучил Раддер, хорошо коррелируется с тем, что можно было услышать на осенних конференциях компаний EMC и IBM, но на уровне Office, и это особенно интересно, потому что решается проблема «последней мили».

Одну из частей «офиса будущего» будет представлять продукт Microsoft Office PerformancePoint Server 2007 — программное обеспечение, попадающее в категорию BI, первая версия которого была представлена в ноябре. Продукт имеет три функции — планирование, мониторинг и аналитику; для ознакомления с ним в Москву приезжал Олег Ованесян, представитель группы разработчиков продукта.

От других систем подобного класса PerformancePoint отличает более строгое отношение к представлению о модели. В качестве основы для принятия управленческих решений рассматривается модель бизнеса, как это предполагает теория управления, причем эта модель не предлагается бизнесу сторонними лицами, например консультантами или поставщиками систем, как это делается обычно. Имеющийся в PerformancePoint инструментарий позволяет менеджерам, принимающим решения, самим выстраивать модель бизнеса, не выходя из привычных им интерфейсов, прежде всего Excel, а также Visio, SQL Server и SharePoint Server.

Примерно в том же ключе предполагается развивать и остальные составляющие Office, разработчики будут поставлять пользователям своего рода заготовки, из которых можно «собирать» адаптированные для своих потребностей конечные продукты.

Для представления новой инициативы, которую Microsoft назвала S+S (Software plus Service), на конференцию приезжал известный технический проповедник Дэвид Чаппелл. Инициатива S+S задумана в качестве фирменной альтернативы другой модной сервисной идее SaaS и отличается несколько иной моделью распространения сервисов.