Корпоративные сервисные шины (Enterprise Service Bus, ESB) аналитики относят к одной из ключевых категорий программных средств промежуточного слоя, а в Forrester Research внедрение ESB даже назвали «популярной входной точкой» для создания сервис-ориентированных архитектур (Service Oriented Architecture, SOA). Популярность оспорить трудно: мировой рынок ESB растет, по данным WinterGreen Research, его объем в 2006 году составил около 190 млн. долл., а к 2013 году может превысить 494 млн. долл.

Корпоративная сервисная шина обеспечивает быструю, гибкую, основанную на стандартах сервис-ориентированную интеграцию разнообразных корпоративных приложений. Идея программного обеспечения данной категории очень проста. ESB может распределять сообщения между сервисами (учитывая содержание сообщений) и, используя XML, конвертировать транспортные протоколы и форматы сообщений между источником запроса и сервисом. Часто считается, что в какой-то степени «зоопарка» приложений в крупной компании все равно не избежать — ни один производитель корпоративного программного обеспечения делового назначения не может выпускать абсолютно все его классы. А если бы и смог, еще не факт, что конкретному заказчику они все бы подошли. Таким образом, может встать проблема многообразных связей между разнородными приложениями, и ESB позволяет сделать топологию корпоративной информационной системы плоской: приложения работают именно с шиной, и только через шину они работают друг с другом.

Считается, что термин Enterprise Service Bus предложила компания Sonic Software (независимое операционное подразделение в составе Progress Software) и она же, согласно прошлогоднему отчету Gartner Dataquest, является лидером рынка ESB, имея долю в 16,1%, отвоевав первое место у Cap Clear. На шестой ежегодной конференции российских пользователей Progress речь шла о программном обеспечении Sonic ESB версии 7.5, представленной в апреле текущего года.

В данной версии сделаны два типа улучшений. Первый — увеличение гибкости ESB. Так, в состав продукта введен сервер Sonic BPEL Server, благодаря чему ESB теперь полностью поддерживает основанный на XML язык описания бизнес-процессов WS-BPEL 2.0. Моделирование, конфигурирование, тестирование, развертывание бизнес-процессов в ESB может происходить двумя путями. С помощью графических инструментальных средств — в случае Sonic ESB это модуль Sonic Workbench, который был существенно усилен в версии 7.0, либо с помощью встроенного языка — в данном случае WS-BPEL. Наличие обеих возможностей значительно усиливает адаптивные способности ESB.

Второй тип улучшений — усиление интеграции с другими SOA-продуктами Progress Software. В последние годы аналитики предсказывают, что рынок ESB будет за теми производителями, которые смогут предоставить более полные SOA-пакеты. В свою очередь, в прошлом году Progress Software приобрела одного из лидеров на рынке программного обеспечения управления распределенными SOA-решениями — компанию Actional. В результате в Sonic ESB 7.5 появилась интеграция с продуктом, теперь получившим название Progress Actional, это делает более прозрачной деятельность ESB и сервис-ориентированной архитектуры, частью которой она является. Например, пользователи могут автоматически отследить нарушения соглашений об уровне сервиса и их исходную причину. Также в Sonic ESB 7.5 появилась интеграция с Progress DataExtend SI, что упрощает управление общей моделью данных ESB, ее преобразованием и проверкой.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями